Прокомментируйте, пожалуйста, возможный расклад союзов в областном совете нового созыва. А именно: 1. Сможет ли Сергей Чернов снова занять место председателя? 2. Каковы шансы сесть в председательское кресло у Игоря Райнина? 3. С какими партиями вероятнее всего будет кооперироваться «Блок Кернеса»? | Center for Political Analysis «Observatory of Democracy»

Прокомментируйте, пожалуйста, возможный расклад союзов в областном совете нового созыва. А именно: 1. Сможет ли Сергей Чернов снова занять место председателя? 2. Каковы шансы сесть в председательское кресло у Игоря Райнина? 3. С какими партиями вероятнее всего будет кооперироваться «Блок Кернеса»?

25 ноября в эфире телеканала «Суспільне: Харків» Сергей Чернов заявил, что фракция «Блока Кернеса» (46 избранных депутатами) единогласно поддержала его кандидатуру на должность главы областного совета. Таким образом, для переизбрания Чернову необходимо до первой сессии заручиться поддержкой еще, как минимум, 15-ти депутатов из других фракций.

Так как закон не предполагает на уровне местных советов «коалиции депутатских фракций», вероятно, развитие двух параллельных сюжетов – с одной стороны, «глобальные переговоры» ближайшего окружения Кернеса с потенциальными партнерами по большинству в городском и областном советах, с другой стороны, «точечные договоренности» самого Чернова со знакомыми ему депутатами. Учитывая, что Чернов занимает должность председателя областного совета с 2008 года, он вполне может самостоятельно договориться с некоторым числом депутатов.

Вероятнее всего, костяк коалиции сформируют фракции «Блока Кернеса» и «Слуги народа», имеющие суммарно 63 мандата. Для стабильной работы большинства в условиях коронавируса такое близкое к кворуму значение представляется недостаточным, поэтому, вероятно, точечное расширение большинства за счет отдельных депутатов. Такая коалиция выглядит особенно логичной после отставки Алексея Кучера и в случае назначения новой главы областной госадминистрации Айны Тымчук, с 2010-го по 2014-й работавшей заместительницей Кернеса.

Учитывая размер собственной фракции (17 депутатов), претендовать на назначение своего председателя облсовета «Слуга народа» не может, но для нормального взаимодействия областной госадминистрации и областного совета (в том числе, в первоочередном вопросе принятия бюджета на 2021-й год), «Слуге народа» нужно выбрать, кого поддерживать. По сути, претендентов двое – Сергей Чернов от «Блока Кернеса» и Игорь Райнин от «Оппозиционной платформы-За жизнь». Второй базово может рассчитывать на 46 мандатов (как и Чернов) как сумму голосов ОПЗЖ и «Блока Светличной». В этом смысле, именно от позиции нового губернатора будет зависеть, кто для областной администрации предпочтительнее в кресле главы областного совета, и выбор в пользу Чернова, а также сотрудничества с «Блоком Кернеса», выглядит более вероятным. Для «Европейской солидарности», с точки зрения имиджевых рисков и возможной реакции центрального руководства партии, также маловероятным выглядит поддержка кандидата от ОПЗЖ, особенно с учетом предыстории перехода Райнина в эту партию как раз из команды Порошенко.

Свои коррективы в эти расклады может внести тот факт, что голосование за председателя областного совета должно происходить тайно. И без того неоднородные фракции могут «расколоться» в вопросе поддержки одного из двух фаворитов. Нельзя исключать и стимулирования отдельных депутатов со стороны заинтересованных субъектов – при тайном голосовании риски для депутата, ослушавшегося волю фракции, – существенно ниже (да и механизм императивного мандата может быть применен только по прошествии первого года полномочий). В этом смысле (не)совпадение публично озвученной позиции партии и итогов голосования станет тестом на консолидированность и управляемость для фракций.

Аналитический центр «Обсерватория демократии».

Материал подготовлен в рамках проекта «Promoting Democratic Elections in Eastern Ukraine», который реализуется при финансовой поддержке Национального фонда в поддержку демократии (NED). Содержание публикации не обязательно отражает точку зрения NED и является предметом исключительной ответственности Аналитического центра «Обсерватория демократии».