«Харьков в смартфоне» и Кернес-online

После прошлогодних парламентских выборов Геннадий Кернес заметно активизировался в диджитализации как своей политической фигуры, так и всего Харькова. Эта тема стала для него трендом года, а с приближением местных выборов – средством конкурентной борьбы за избирателя. О предпосылках диджитализации «по-кернесовски», её нюансах и перспективах в разрезе будущей избирательной кампании – в новом материале Аналитического центра «Обсерватория демократии».
«Смартфонный» избиратель – «золотая акция» будущих выборов
Победа на парламентских выборах-2019 в большинстве харьковских округов выдвиженцев «Слуги народа» и провал аффилированных с местной властью кандидатов не в последнюю очередь были обусловлены «фактором интернета»: «слуги» активно использовали его медиа-площадки и соцсети в избирательной кампании, а «старые» кандидаты – недооценили.
Миграция предвыборной борьбы в интернет наблюдалась уже тогда, а сейчас, под влиянием карантина, она ускорилась. Скорее всего, до осени эта тенденция сохранится, поскольку коронавирусная угроза останется актуальным фактором социально-политических процессов. Вероятность новой волны эпидемии осенью и возможность карантинных ограничений на традиционные формы агитации подталкивает потенциальных кандидатов к более широкому использованию интернет-технологий.
Но «коронавирусный фактор» в этом процессе – дополнительный. А основным выступает то, что с каждым годом украинский избиратель всё больше диджитализируется: основным источником информации и площадкой активности для него становится интернет. По данным ежегодных социологических исследований, проводимых холдингом Factum Group Ukraine по заказу Интернет Ассоциации Украины, динамика прироста интернет-пользователей в стране — позитивная. А последние годовые замеры показывают, что регулярно пользуются интернетом 71% граждан.
Источник: «Дослідження інтернет-проникнення в Україні. ІІІ квартал 2019 року». Сайт Інтернет Асоціації України.
Общий прирост интернет-пользователей за последние 15 лет составил 59%: проникновение интернета в общество возросло с 12% в 2004-м году – до 71% — в 2019-м, когда проводилось последнее исследование. Рост был стабильным, за исключением 2018-го года, когда количество пользователей уменьшилось на 1%. Но за 2019 год позитивная динамика восстановилась, и, по сравнению с 2018-м, распространение интернета возросло на 8%, что — выше среднегодовых показателей. Больший прирост (11%) наблюдался только в 2012-м году.
В разрезе будущих местных выборов интересен второй график, отображающий динамику по типам населённых пунктов. За последний год наибольший процент прироста дали небольшие города с населением меньше 100 тысяч и сёла: 7% и 5% соответственно. А в крупных городах с населением более 100 тысяч интернет-аудитория увеличилась всего на 3%. И в целом за отображённый период с 2012-го – по 2019 год темпы проникновения интернета в небольших городах и сёлах оказались также существенно выше, чем в крупных городах: в сёлах количество пользователей возросло за эти 7 лет на 33%, в маленьких городах – на 27%, а в больших – на 18%. В результате, процент активных пользователей интернета в сёлах и небольших городах в 2019-м году стал приближаться к показателям крупных городов. В течение этого года, с учётом «коронавирусного фактора», данная динамика, вероятно, усилится.
Источник: «Дослідження інтернет-проникнення в Україні. ІІІ квартал 2019 року». Сайт Інтернет Асоціації України.
Значительный прирост интернет-пользователей в сёлах и небольших городах за последние годы связан, не в последнюю очередь, с массовым распространением смартфонов и доступом к мобильному интернету. С 2012 года, когда смартфоны различных марок появились в продаже и цены на них постепенно стали снижаться, наблюдается существенный рост пользователей интернета именно в малых населённых пунктах, даже несмотря на то, что провайдеры в них заходят неохотно из-за нерентабельности.
Сейчас подавляющее большинство пользователей (66%) получают доступ к интернету через смартфоны. Домашний ноутбук для этих целей используют на 26% реже, а стационарный компьютер – на 30% реже, чем смартфон. Современный «интернетизированный» избиратель – это, прежде всего, «смартфонный» избиратель, у которого доступ к сети присутствует круглосуточно. Запрос на диджитализацию политиков с его стороны актуален, в силу вовлечённости в соцсети и интернет-медиа-площадки.
Судя по всему, «смартфонные» избиратели станут в ходе будущих местных выборов «золотой акцией» и важной целевой аудиторией агитационных усилий претендентов на власть. Для их привлечения потребуется интенсивная диджитализация и переход в онлайн-режим работы с электоратом.
Диджитализация Кернеса: инновационная форма vs. традиционное содержание
Геннадий Кернес, давно обозначивший свои амбиции по удержанию власти в городе, активно реагирует на «интернетизацию» электората и прилагает видимые усилия по собственной диджитализации. Несмотря на свой и так высокий рейтинг в городе и недавнее усиление за счёт карантинного кейса, в последнее время он укрепляет своё присутствие в соцсетях и на медийных интернет-площадках.
Интенсивность контента его соцсетей значительно возросла. Созданный в июле 2019 года именной Telegram-канал состоянием на 10 июня 2020-го имеет 26305 подписчиков, активно рекламируется и стал одним из ведущих средств информирования харьковчан о достижениях мэра.
А 9 мая к Дню победы Кернес запустил ещё и собственный канал в YouTube. Впрочем, пока он не отличается динамичностью развития и разнообразием контента: за месяц залито 13 видео, 11 из которых посвящены теме Дня победы и выпущены в первые дни его существования (для сравнения – в Telegram-канале мэра за аналогичный период появилось 21 сообщение, тематика которых разнообразна, и публикуются они регулярно). Количество подписчиков YouTube-канала 4,71 тысяча: по сравнению с первыми днями, когда канал был прорекламирован Кернесом в соцсетях, оно почти не возросло.
На других социальных платформах активность Кернеса намного интенсивнее. Он давно имеет профили во всех соцсетях, количество подписчиков в каждом аккаунте – в районе 100 тысяч, посты выходят регулярно и часто, а реагирование аудитории на них – самое бурное, по сравнению с другими харьковскими политиками: количество лайков, репостов и комментариев — наибольшее. Подробный сравнительный анализ активности харьковских политиков в соцсетях мы проводили в одном из предыдущих материалов.
Преимуществом для развития соцсетей Кернеса выступает занимаемая должность, которая даёт множество инфо-поводов, а также вовлеченность жителей Харькова в обсуждение проблем города, генерируемых мэром инициатив и проектов. А неоднозначная оценка его деятельности со стороны харьковчан делит аудиторию на два враждующих лагеря – ярых поклонников и противников, что создаёт дополнительный интерес к его публикациям и живое обсуждение в комментариях, часто перерастающее в настоящие инфо-битвы.
Пикантности соцсетям мэра придают его скандальные заявления и демонстрация «особой позиции» по волнующим горожан вопросам (как было, например, с темами закрытия/открытия метро в карантин или инициативой строительства дороги через рынок «Барабашово»). Очевидно, хайп в своих соцсетях Кернес провоцирует специально, для большего вовлечения аудитории. «Зачистки» неугодных комментариев у него не наблюдается, противоборствующие «лагеря» могут свободно высказываться, что работает на усиление интереса к его деятельности.
Явно прослеживаемым месседжем его соцсетей выступает подчёркнутая демонстрация общности с большинством населения города: посты о своих достижениях или инициативах начинает с местоимения «мы» («харьковчане») или безлично, и почти никогда не использует слово «я». Многие свои решения обосновывает запросом «неравнодушных харьковчан» или потребностями жителей города. Где возможно, подчёркивает свой предвыборный лозунг «Любить Харьков – работать для людей!» И всегда пишет сообщения по-русски. В целом, усилия направляет на формирование патерналистского имиджа «крепкого хозяйственника», постоянно заботящегося о городе и трудящегося «на благо всех харьковчан», параллельно защищающего просоветские «культурные ценности».
Несмотря на высокую интенсивность контента и живую реакцию аудитории, в диджитализации собственной политической фигуры Кернес не отличается видимой инновационностью содержания. Наполнение его интернет-аккаунтов аналогично традиционным телесюжетам и сообщениям из новостной ленты официального сайта горсовета. Презентуются результаты городской власти по благоустройству и украшению города, инициативы и проекты мэрии в различных сферах, а также релакс-сюжеты и поздравления с праздниками.
Критика правящей Зе-команды в соцсетях Кернеса хоть и присутствует, но весьма дозированно: её объектом периодически выступает глава облгосадминистрации Алексей Кучер, а во время карантина Кернес высказывал недовольство в адрес премьер-министра Дениса Шмыгаля по поводу непонимания ситуации на местах и игнорирования потребностей регионов (в том числе, финансовых).
Оригинальность Кернес проявляет в демонстрациях своей «особой позиции», как было недавно с его высказываниями по «околокарантинным» вопросам, которые противоречили политике Центра и вызвали бурную реакцию в комментариях. В случаях с введением карантина в школах города в марте и закрытием метро дальше демонстраций дело не зашло – городская власть в результате выполнила распоряжения правительства по карантинным ограничениям. А с открытием метро и рынков в мае выглядело так, что Кабмин уступил и пошёл на послабление карантинных ограничений под влиянием мнения мэра, недовольства населения и протестов предпринимателей в регионах.
В коммуникации с интернет-аудиторией открытостью стиль мэра Харькова не отличается: как и большинство украинских политиков, на комментарии он не отвечает и дискуссий с оппонентами не ведёт.
Хотя усилия по собственной диджитализации и стремлению привлечь «смартфонный» электорат со стороны Кернеса — заметны, но транслируемые месседжи – традиционны и привычны для его образа. В «самодиджитализации» он не выходит за рамки сложившегося имиджа крепкого хозяйственника и борца за просоветские ценности, имеющего «особое мнение» по некоторым вопросам. Выглядит так, что интернет он использует для информирования о своих достижениях тех избирателей, которые игнорируют телевизор.
Диджитализация Харькова – предвыборный козырь Кернеса
Более продуктивной темой, которая в последнее время стала для Кернеса мейнстримной, выступает диджитализация Харькова – перевод сервисов города в онлайн-режим, цифровизация городской инфраструктуры, создание единого портала онлайн-услуг и так далее.
С приближением местных выборов продвижение Кернесом этой темы усиливается. Но активно взялся за неё он ещё летом 2019-го, сразу после парламентских выборов: в августе подписал распоряжение «О цифровом развитии и цифровой трансформации города Харькова». В конце года назначил себе заместителя по цифровой трансформации (Олег Дробот), а при горсовете был создан профильный Департамент и коммунальное учреждение «Офис реформ Харькова». Их задача – разрабатывать, внедрять и контролировать инновационные проекты, направленные на перевод городских сервисов в онлайн-режим со свободным доступом для харьковчан, а также обучение населения цифровой грамотности.
Создание этих структур стало комплиментарным ответом на инициативу пришедшей к власти Зе-команды провести диджитализацию в масштабах страны — создать «государство в смартфоне». А Геннадий Кернес, видя, как это сработало на рейтинг «Слуги народа» в парламентскую кампанию, взял тему диджитализации города на вооружение в подготовке к местным выборам.
Начали работу с запуска в городе проектов, инициированных Министерством цифровой трансформации: «Е-малятко» (онлайн-оформление документов новорожденным), сервис медицинских услуг и «Цифровая грамотность». А также анонсировали задачу перевода на бесконтактную оплату городских услуг (транспорт, административные и коммунальные платежи).
Запуск этих проектов в Харькове широко освещался Кернесом в соцсетях и медиа-каналах, с акцентом на вкладе действующей городской власти в этот процесс. Особенно ярко это проявилось с сервисом «Helsi.me». Сервис – всеукраинский, предоставляет услуги выбора медучреждений и врачей, заключения декларации с терапевтами, онлайн-записи на приём, получения электронных рецептов и результатов анализов, видео-консультаций с докторами. Сейчас он доступен в 12-ти крупных городах страны.
Перед запуском «Helsi.me», в марте, на сессии горсовета Геннадий Кернес объявил 2020-й год Годом медицины в Харькове. В течение месяца активно освещал запланированное открытие сервиса и свои встречи с руководством медучреждений города по этому поводу, приглашал харьковчан регистрироваться в системе, подчеркнув, что уже создал там свой профиль и что Харьков – первый город в Украине, подключившийся к ней. Когда «Helsi.me» начал работать, Кернес освещал подключение к нему новых услуг, а также анонсировал, что скоро сервис станет частью разрабатываемого «Единого медицинского портала Харькова», который объединит все 66 медучреждений города и аптечный сервис заказа лекарств.
В городе был запущен ещё и специальный сайт о медреформе с информацией о доступных онлайн-медуслугах и месседжем, что продвижением занимается мэр лично: в начале титульной страницы сайта сообщается, что реформа медицины в городе проходит под патронатом Геннадия Кернеса, а внизу страницы крупными буквами — его имя и предвыборный лозунг «Любить Харьков – работать для людей!». Такой же лозунг размещён в рекламном баннере на странице Харькова во всеукраинском «Helsi.me». Лозунг дополнен гербом города и подписью харьковского градоначальника. На страницах других городов, подключённых к системе, пиара мэров не наблюдается, там в баннерах – только реклама медицинской тематики.
В аналогичном стиле акцентирования своей причастности Кернес освещал внедрение в городе и других всеукраинских онлайн-сервисов, в частности: запуск «Е-малятко» в январе и открытие «Центра поддержки малого и среднего бизнеса» с функциями онлайн-консультирования на платформе «Дія.Бізнес» — в конце мая.
Помимо всеукраинских онлайн-сервисов, с приближением выборов и под влиянием карантина в апреле-мае Кернес активизировался в продвижении и освещении оригинальных городских проектов по цифровой трансформации.
Главным из таких проектов, разрабатываемых, но ещё не реализованных, стал для мэра единый портал, который должен объединить все работающие в городе онлайн-сервисы и сделать их доступными в одном приложении. Ещё 28 апреля горсовет запустил опрос с целью выявить востребованные направления. А 18 мая Кернес в своём Telegram-канале озвучил результаты: на 1-м месте по запросам оказались онлайн-очереди в административные и социальные службы, на 2-м – онлайн-оплата услуг ЖКХ, на 3-м – оповещение об изменениях в работе транспорта, отключениях воды и тому подобном. Мэр сообщил, что скоро единое приложение «Мой Харьков» с этими и другими онлайн-услугами будет создано.
К диджитализации города были подключены также ЦНАПы, БТИ и непрофильные департаменты горсовета. В конце мая в харьковских ЦНАПах был запущен сервис «ID-14», дающий возможность одновременного получения паспорта гражданина Украины и номера налогоплательщика для юных харьковчан. 27 мая заработал «Портал электронных сервисов», через который можно заказывать различные документы из БТИ и справки, связанные с местом проживания, регистрации, составом семьи. А в начале июня в ЦНАП на Гимназической набережной открыли Центр доступа к цифровым возможностям, где граждане смогут получать онлайн-услуги: запись в электронную очередь, получение е-подписи, помощь в создании аккаунтов и обучение пользованию электронными сервисами города.
Департамент административных услуг и потребительского рынка Харьковского горсовета открыл имиджевый портал, посвящённый описанию бизнес-возможностей Харькова. На главной странице – фото Кернеса с презентационным сообщением об экономических преимуществах города. Харьков здесь назван «главным многофункциональным сервисным узлом восточного региона Украины» и «одним из опорных центров общеевропейской полицентрической системы метрополитенских регионов».
Кроме того, мэр подключился к диджитализации безопасности харьковчан: по результатам своего участия в совещании с правоохранителями 19 мая, сообщил о планах создания единой системы видеонаблюдения на улицах, которая будет распознавать лица и номерные знаки автомобилей. А доступ к ней будет как у полиции и СБУ, так и у городской власти. Система будет создана на базе установленных в городе камер, которые объединят с помощью программной платформы «Milestone». Мэр сопроводил озвученный план выводами о том, что теперь эффективность борьбы с преступностью возрастёт, а злоумышленники всех мастей получат мощный сдерживающий фактор.
Судя по нарастающей активности Геннадия Кернеса в сфере диджитализации города, это направление станет его важным предвыборным козырем и средством привлечения «смартфонного» электората. А системное оформление оно получит в «Стратегии развития Харькова до 2030-го года», которую сейчас разрабатывает горсовет и планирует презентовать в сентябре, накануне местных выборов.
Основными направлениями Стратегии указываются «безопасная цифровая среда, комфортный город и креативные индустрии». Они соответствуют актуальной концепции развития европейских городов «Smart city». А «цифровая среда» предполагает ту самую диджитализацию города – онлайн-трансформацию его инфраструктуры и услуг. Не случайно завершить разработку Стратегии планируется именно накануне выборов: она станет своего рода программой, с которой Кернес пойдёт к избирателям, а её весомой частью будут проекты диджитализации Харькова.
Резюме
Целевой аудиторией диджитал-активности Геннадия Кернеса выступают «смартфонные» избиратели, которые склонны к скептическому восприятию политической телепродукции и традиционных форм предвыборной агитации. Их завоевание накануне местных выборов для Кернеса — важно, поскольку они выступают своеобразной «золотой акцией» и предметом острой конкуренции для разных политсил в предвыборной борьбе. «Слуге народа» удалось выиграть прошлогодние летние парламентские выборы, не в последнюю очередь, именно за счёт пиара на диджитал-теме и привлечения симпатий этой электоральной группы.
Кернес пытается завоевать «смартфонных» избирателей не столько для борьбы за кресло мэра (как показывает социология, здесь у него и сейчас – видимое преимущество), сколько для максимального захода в органы местной власти (перспектива формирования монобольшинства в Харьковском горсовете — малореальна). Среди его конкурентов – сильные в плане диджитализации политсилы: прокачавшая навыки привлечения интернет-электората «Слуга народа» и онлайн-активная «Партия Шария». Что касается общего электорального поля Кернеса и «ОПЗЖ» – это, скорее, будет традиционная история борьбы «крепких хозяйственников – защитников советского наследия» за избирателей старшего возраста, чем диджитал-конкуренция за «смартфонный» электорат.
Сложившийся имидж Кернеса держит его интернет-контент в определённых рамках, и кардинальные изменения в этом плане вряд ли можно будет наблюдать. Именно поэтому мэр так активно взялся за продвижение проектов диджитализации города: это даёт возможность объединить в глазах избирателей традиционный имидж «крепкого хозяйственника» с инновационным образом «цифрового трансформатора Харькова». При том, что «телевизионный» электорат старшего возраста Кернес оставляет за собой, темой диджитализации Харькова он пытается привлечь «интернетизированных» избирателей, чувствительных к цифровым инновациям, упрощению получения услуг и идее дебюрократизации госструктур.
Тема диджитализации города, скорее всего, будет использоваться Кернесом в будущей избирательной кампании, как весомый козырь. В качестве «визитной карточки» ожидается презентация «Стратегии развития Харькова до 2030 года», планируемая на сентябрь. Уже сейчас анонсируется включение в неё серии проектов цифровой трансформации города.
«Партии Шария» инфраструктурная цифровизация недоступна в силу отсутствия оргресурсов, поэтому в теме диджитализации города с Кернесом они соперничать не смогут. А вот Зе-команда, вероятно, как и мэр, возьмет эту тему на вооружение: она реализует диджитализацию на уровне Министерства цифровой трансформации, в распоряжении которого – огромный бюджет, а запущенные всеукраинские проекты уже работают на местах. В теме диджитализации предвыборная борьба между Кернесом и «Слугой народа» может оказаться остро конкурентной.
Аналитический центр «Обсерватория демократии».
Материал подготовлен в рамках проекта «Promoting Democratic Elections in Eastern Ukraine», который реализуется при финансовой поддержке Национального фонда в поддержку демократии (NED). Содержание публикации не обязательно отражает точку зрения NED и является предметом исключительной ответственности Аналитического центра «Обсерватория демократии».