Уже к концу апреля украинские власти обязались перед МВФ принять комплексную пенсионную реформу, которая должна вступить в силу с 1 января 2018 года. Какие изменения ожидаются в пенсионной системе Украины? | Аналітичний центр «Обсерваторія демократії»

Уже к концу апреля украинские власти обязались перед МВФ принять комплексную пенсионную реформу, которая должна вступить в силу с 1 января 2018 года. Какие изменения ожидаются в пенсионной системе Украины?

Согласно Меморандуму с МВФ, парламент должен принять закон, реформирующий пенсионную систему, до конца апреля, что уже представляется невозможным, так как следующее пленарное заседание состоится в середине мая. В то же время правительство запустило информационную кампанию, презентующую украинцам пенсионные нововведения. Лейтмотив реформы озвучил министр социальной политики Андрей Рева: «Пенсию надо заработать, а не просто дожить до 60 лет.

Из-за имиджевых рисков сам по себе возраст выхода на пенсию изменять не станут, но ужесточат привязку получения пенсий к минимально необходимому трудовому стажу. Андрей Рева озвучил правительственную идею обязать украинцев «докупать» трудовой стаж до 30 и 35 лет (из расчета суммы ежемесячной выплаты единого социального взноса, умноженной на недостающее количество месяцев). Все те, у кого стажа не хватит и кто не пойдет на такую сделку с государством, вместо трудовой пенсии будут получать минимальную социальную помощь.

Кроме того, в рамках пенсионной реформы в правительстве пообещали «осовременивание» пенсий уже с 1 октября — то есть пересчет пенсий, которые не менялись почти пять лет и сейчас их размеры в зависимости от года назначения отличаются более чем в три раза. По словам премьер-министра Украины Владимира Гройсмана, на повышение пенсий смогут рассчитывать более пяти миллионов украинцев: для разных категорий надбавки составят от 200 до 1000 гривен. При этом откуда в бюджете деньги на повышение пенсий, если логика реформы состоит в том, чтобы заставить Пенсионный фонд «жить по средствам», в правительстве не объясняют.

Основной «мишенью» реформы станут работающие украинцы, для которых получение пенсионных выплат – отдаленная перспектива, а налоги на содержание нынешних 12 миллионов пенсионеров необходимо платить каждый месяц. В ближайшие 30 лет именно они ощутят на себе все трудности переходного периода, и наряду с нынешним ЕСВ в рамках солидарной модели заплатят дополнительные накопительные взносы уже «для себя». Кроме того, существенно увеличенный минимальный трудовой стаж и необходимость его «докупки» наверняка сильно ударит по поколению 1970-х: в первые годы независимости многие работали неофициально, и теперь, по логике Кабинета министров, постфактум оказываются иждивенцами.

Главная цель реформы, которую ставит МВФ перед украинским правительством – сократить дефицит Пенсионного фонда, который достиг более 140 млрд гривен. Для Харьковского региона, в котором проживают 880 тысяч пенсионеров (больше – только в Днепропетровской и Донецкой областях), вопрос покрытия дефицита бюджета Пенсионного фонда приобретает особое значение. Если оставить все как есть – через пару лет даже субсидирование из госбюджета не сможет гарантировать своевременную и полную выплату пенсий.

Главная причина того, почему ПФ превратился в «черную дыру», заключается в соотношении численности плательщиков ЕСВ (ключевая статья собственных доходов Пенсионного фонда) и получателей пенсии. В 2017 году зафиксирован баланс практически один к одному: 12,8 миллиона налогоплательщиков содержат 12,2 миллиона пенсионеров. При этом трудоспособного населения в Украине, по оценкам правительства – около 26 миллионов, что позволяет власти говорить о «колоссальном резерве» расширения базы плательщиков ЕСВ. Однако на данный момент баланс работающих и пенсионеров вместе с новой волной эмиграции просто не позволяет «выводить в ноль» оставшуюся в наследие от СССР солидарную пенсионную систему.

Следовательно, одним из ключевых моментов изменений в пенсионной системе страны должен стать частичный уход от нынешней солидарной системы, когда ПФ финансируется за счет отчислений трудоспособного населения. Ей на смену должна прийти трехуровневая система, в которой «солидарка» будет только первым звеном и возьмет на себя роль социальной безопасности (за ее счет будет обеспечиваться минимальная пенсия). Появляется второй уровень – новая накопительная система (обязательное страхование) и третий – негосударственные пенсионные фонды.

На базовом уровне минимальные социальные выплаты обеспечиваются за счет солидарной модели, на уровне обязательного страхования все работники отчисляют фиксированный процент на личный счет, из которого будут получать средства после выхода на пенсию. То есть для молодых людей до 35 лет помимо обязательной уплаты ЕСВ вводилась еще и выплата дополнительных отчислений на индивидуальный счет (от 2% и в перспективе до 7% от зарплаты).

Однако третий уровень «добровольного накопления» (отчисления сверх фиксированного процента) почему-то исчез из внесенного в Верховную Раду законопроекта № 4608 «О внедрении накопительной системы общеобязательного пенсионного страхования». Впрочем, и сам правительственный законопроект в феврале 2017 года был отклонен профильным комитетом парламента. Поэтому в мае стоит ожидать появления нового текста под другим регистрационным номером и, возможно, с кардинально иными нововведениями.

Перспективы «второго накопительного», равно как и «третьего уровня» добровольного страхования в условиях украинской экономической системы выглядят откровенно призрачными, так как доверие и к банковской, и к политической системе, и к государству в целом крайне низкое. Инвестиция «доллары в тумбочку» выглядит гораздо более рациональной стратегией, чем личные счета в частных или государственных фондах.

Любые отношения с государством у украинцев исторически сродни «игре против казино», которое всегда в выигрыше. С определенной периодичностью, начиная от краха советского «Сбербанка», граждане оказывались обманутыми. Девальвация гривны, банкротство банков, стабильно высокая инфляция – так или иначе, валютные сбережения дома представляются более надежным и выгодным способом отложить деньги на черный день или на старость.

Граждане, как минимум, должны получить гарантии, что средства на личных накопительных счетах будут не только сохранены, но проиндексированы в соответствии с ростом цен и актуальным курсом национальной валюты. Таким образом, на данном этапе перспективы резкого перехода к накопительной модели в рамках пенсионной реформы минимальны.

Сейчас в Украине законодательство также предусматривает разные формы трудовых и социальных пенсий, но все они обеспечиваются исключительно за счет уплаты налогов следующим поколением трудящихся, а не личными отчислениями. Хотя статья 9 закона «О пенсионном обеспечении» и подразумевает «добровольное страхование дополнительной пенсии» у государственного монополиста «Укрдержстрах», но фонд прекратил существование в 1993 году (правопреемником выступила Национальная акционерная страховая кампания «Оранта»).
В европейских странах от солидарной системы начали отходить еще в 1970-е годы. Одним из последних западных государств с чистой солидарной системой была Греция, и именно невозможность выполнения социальных обязательств стала одной из основных причин разразившегося в ней кризиса.

Например, в Швеции модель предполагает три уровня – условно-накопительный (16% от ежемесячной зарплаты выплачиваются после выхода на пенсию), персонально-накопительный (2,5% реальных денег из зарплаты переводятся на индивидуальный счет в одном из фондов, который их инвестирует), гарантированный (аналог минимальной социальной пенсии, право на которую работник получает на четыре года позже, чем на двух предыдущих уровнях).

В Великобритании предусмотрены три совместимые формы пенсионного обеспечения – государственная, негосударственная и по выслуге лет. Государственная пенсия не зависит ни от стажа, ни от статуса, и выплачивается мужчинам старше 65 лет и женщинам старше 60. При наличии трудового стажа выгоднее оформлять пенсию по выслуге лет. Параллельно может выплачиваться негосударственная накопительная пенсия, на которую работник и работодатель ежемесячно отчисляли процент от зарплаты и прибыли соответственно.

Антон Авксентьев, эксперт

Аналитический центр «Обсерватория демократии»

Консультационный материал подготовлен при поддержке Европейского Фонда за Демократию (EED). Содержание материала не обязательно отражает точку зрения EED и является предметом исключительной ответственности Аналитического центра «Обсерватория демократии»