Participation of experts of the Center for Political Analysis “Observatory of Democracy” in the round table on the topic of civic education | Center for Political Analysis “Observatory of Democracy”

Participation of experts of the Center for Political Analysis “Observatory of Democracy” in the round table on the topic of civic education

4 октября директор Аналитического центра «Обсерватория демократии» Виктория Шевчук и эксперт Центра Светлана Топалова приняли участие в круглом столе на тему «Гражданское образование и образование на основе компетентностного подхода в вузах Украины как основа для достижения верховенства права и формирования справедливого общества», проведенного в рамках I Харьковского международного юридического форума.

В ходе дискуссии участники обсудили широкий круг вопросов, а именно:

  • «Гражданская» функция образовательных институтов и стратегии внедрения гражданского образования на уровне вузов Украины;
  • Современное состояние гражданского образования в украинских университетах;
  • Вызовы, которые сопровождают процесс внедрения гражданского образования, и инструменты эффективного противодействия;
  • Роль гражданского общества как ключевого ответственного звена в процессе внедрения гражданского образования.

Во время обсуждения Светлана Топалова акцентировала внимание на вопросе о том, с чего следует начинать имплементацию гражданского образования. Она указала на различие ситуации в западных государствах и в Украине. Суть этого отличия в том, отметила эксперт, что задача формирования гражданской компетентности в демократических государствах в значительной степени полагается на школу. Путем преподавания специальных граждановедческих дисциплин, включения гражданских и правовых блоков в историю и другие курсы. Внедрением ряда спецкурсов, по словам Светланы Топаловой, обеспечивается теоретическая составляющая.

Как отметила эксперт, органы школьного самоуправления выступают настоящим демократическим институтом, где учащиеся получают опыт практического применения гражданских знаний, и в реальной жизни видят, как функционируют базовые принципы демократии. Таким образом, выпускник школы уже имеет определенный уровень гражданской компетентности. И задача университета состоит в его повышении.

В Украине, по мнению Светланы Топаловой, ситуация кардинально другая. Общеобразовательная школа очень далека от модели института гражданского общества. Гражданских знаний, по ее словам, ученики не получают ни из специальных, ни из гуманитарных дисциплин. Курс правоведения, который читается в старших классах, обеспечивает лишь номинальные результаты. Ежедневная школьная жизнь, подчеркнула эксперт, не имеет ничего общего с соблюдением прав ребенка и реализацией принципов верховенства права и закона.

Таким образом, резюмировала Светлана Топалова, исключительно формальный подход к правовым знаниям на теоретическом уровне и их абсолютное отрицание в жизненных реалиях обуславливают даже не нулевой уровень гражданской компетентности, а вполне отрицательные результаты первичного этапа гражданской социализации. Поэтому, по ее мнению, перед украинскими вузами стоит проблема не дальнейшего воспитания, а полного перевоспитания этих «правосознательных граждан». Тогда, добавила она, возникает вопрос об имеющихся для этого ресурсах, прежде всего в виде гуманитарных и правовых дисциплин, и отведенного для них времени.

Этих ресурсов, по словам эксперта, университеты не имеют: сейчас в Украине вводится практика системного уничтожения гуманитарной составляющей высшего образования. По мнению Светланы Топаловой, это противоречит не только современным тенденциям развития мирового и европейского образования, но и потребностям становления украинского общества, воспитания национальной элиты. При таких условиях, подчеркнула она, выпускник украинского университета останется на той же отрицательной отметке гражданской компетентности, с которой пришел со школы.

Анализируя вопросы образования на основе компетентностного подхода в вузах Украины, директор Аналитического центра «Обсерватория демократии» Виктория Шевчук сделала акцент на том, что компетентностный подход к образованию, в первую очередь, предполагает овладение определенными навыками. В подавляющем большинстве университетов, отметила она, система образования построена таким образом, что студентам просто не хватает практики. Виктория Шевчук привела пример собственной работы со студентами в рамках общественной деятельности и отметила, что человек фактически «растет на глазах» в ценностном и гражданском плане, когда нарабатывает соответствующие навыки и учится применять демократические инструменты и механизмы.

По мнению Виктории Шевчук, гражданское образование должно стать парадигмой образовательной и общественной жизни. Именно это станет индикатором его «устойчивости» и эффективности. Поскольку сейчас, по словам Виктории Шевчук, большинство даже действительно «гражданско сознательных» людей проявляют свою гражданскую позицию лишь время от времени.

По поводу влияния автономности университетов на формирование гражданской компетентности эксперт Аналитического центра «Обсерватория демократии» Светлана Топалова отметила, что воспитание гражданина – это дело государства, которое оно не может отдавать в рамках расширения автономности университетов на усмотрение последних. Сейчас, по словам эксперта, сложилась ситуация, при которой государство декларирует курс на демократизацию, но не воспитывает гражданина для демократического государства. По сути, добавила она, делегирует университетам право решать, нужно или не нужно воспитывать граждан, в какой степени это делать.

Отвечая на вопрос о роли гражданского общества и международного сообщества в деле продвижения гражданского образования, Светлана Топалова указала на две первоочередных задачи:

  • давление на власть, для того чтобы заставить ее на законодательном уровне закрепить гражданские компетентности как программные;
  • эффективное сотрудничество общественных организаций между собой и с международными институтами.

© 2017 АНАЛIТИЧНИЙ ЦЕНТР «ОБСЕРВАТОРІЯ ДЕМОКРАТІЇ» Все права защищены. Цитирование информации с этого сайта разрешается при условии обязательной ссылки