Кабмин переназначил Юлию Светличную на должность главы ХОГА. Она – практически единственная глава облгосадминистрации, которая сохранила свои позиции при новом Президенте. В чем причина такого решения Зеленского? Является ли это решение временным и компромиссным или Светличную можно уже считать частью команды Зеленского? | Center for Political Analysis “Observatory of Democracy”

Кабмин переназначил Юлию Светличную на должность главы ХОГА. Она – практически единственная глава облгосадминистрации, которая сохранила свои позиции при новом Президенте. В чем причина такого решения Зеленского? Является ли это решение временным и компромиссным или Светличную можно уже считать частью команды Зеленского?

10 июня, в разгар парламентской избирательной кампании, пресс-секретарь Президента Юлия Мендель озвучила позицию Владимира Зеленского в отношении глав областных администраций: «Позиция президента заключается в том, что все главы ОГА должны быть уволены. Всем известны критерии нашего отбора: это порядочность, профессионализм, отсутствие связей с какими-либо коррупционными схемами. И нам помогают в отборе этих людей международные HR-компании».

Тем не менее, 6 сентября Кабинет Министров согласовал повторное назначение Юлии Светличной на должность главы ХОГА. Это решение настолько же выбивается из декларируемой кадровой политики новой властной команды, как и сохранение должности министра внутренних дел для Арсена Авакова. И между двумя этими событиями просматривается прямая взаимосвязь. Можно допустить, что результатом договоренностей Авакова и Зеленского (а также более ранних Авакова и Коломойского) стал примерно следующий формат: Аваков гарантирует лояльность Президенту, у его министерства отбирают ряд полномочий, чтобы ослабить министра в общенациональной политике, но сохраняется его влияние в Харьковском регионе. И условием этого влияния выступает персонально лояльный к министру глава ХОГА, каковой на данный момент и является Юлия Светличная. Вероятно, одним из аргументов Авакова стала безальтернативность Светличной – у Зе-команды не было своего кандидата (исключая Вадима Слюсарева, на которого в июле началась массированная информационная атака, и Президент публично заявил, что не рассматривает его кандидатуру), а дестабилизация и управленческий хаос в прифронтовом регионе новой центральной власти ни к чему.

Это решение, скорее, следует расценивать как временное и компромиссное. Пребывание Юлии Светличной на своем посту во многом будет зависеть от того, не обострятся ли взаимоотношения Авакова с Зеленским и Гончаруком. А это возможно: «Зеркало Недели» опубликовало информацию со ссылкой на собственные источники о закрытой встрече Авакова с Президентом, на которой министр угрожал отставкой, в случае навязывания ему кандидатур заместителей, а также принятия парламентом законопроекта о выведении из подчинения министерству Национальной Гвардии Украины. К слову, можно предположить, что по такому же принципу кто-либо из той части Зе-команды, которой доверяет Президент, будет приставлен к Светличной в качестве заместителя (возможно, по аналогии с другими областями, это будет не харьковчанин).

Следует учитывать и темп конституционных изменений, который набрала фракция «Слуги Народа» в парламенте – наверняка, в Офисе Президента попытаются реализовать административно-территориальную реформу до местных выборов (о которых Андрей Богдан недавно снова заговорил с прилагательным «досрочные»). В таком случае, институт глав областных администраций будет упразднен, и вопрос будет состоять в формальном и неформальном влиянии префектов (можно предположить, что оно будет существенно слабее, чем сейчас у «губернаторов»). А будущее Светличной уже на должности префекта вполне может зависеть от результатов местных выборов для «Слуги Народа» – есть сомнения, что новая команда как-то иначе будет оценивать эффективность своих ставленников в регионах.

Антон Авксентьев, кандидат политических наук,

Аналитический центр «Обсерватория демократии»

Консультационный материал подготовлен в рамках проекта «Promoting Democratic Elections in Eastern Ukraine», реализуемого при финансовой поддержке Национального фонда в поддержку демократии (NED). Содержание публикации не обязательно отражает точку зрения NED и является предметом исключительной ответственности Аналитического центра «Обсерватория демократии».

© 2017 АНАЛIТИЧНИЙ ЦЕНТР «ОБСЕРВАТОРІЯ ДЕМОКРАТІЇ» Все права защищены. Цитирование информации с этого сайта разрешается при условии обязательной ссылки