Discussion “Dynamics of decentralization in Sumy region” | Center for Political Analysis “Observatory of Democracy”

Discussion “Dynamics of decentralization in Sumy region”

21 сентября в Конгресс-центре Сумского государственного университета состоялась дискуссия на тему «Динамика децентрализации в Сумской области», организованная Аналитическим центром «Обсерватория демократии».

Сумщина стала третьей областью, в которой прошла аналогичная публичная дискуссия. Ранее тему продвижения децентрализации в регионах Украины уже рассмотрели в Харьковской и Луганской областях. Партнером дискуссии в Сумах выступил Центр исследований региональной безопасности.

В обсуждении особенностей реализации реформы децентрализации в Сумской области приняли участие эксперты, представители общественных объединений и политических партий, органов местного самоуправления, СМИ.

На обсуждение участников дискуссии Аналитический центр «Обсерватория демократии» предложил составленный экспертами центра аналитический обзор «Динамика децентрализации в Сумской области».

В своем докладе соавтор обзора эксперт Аналитического центра «Обсерватория демократии» Антон Авксентьев сравнил ситуацию в различных областях и сообщил, что Сумщина – один из лидеров среди центров регионального развития. По состоянию на сентябрь 2017 года она занимает шестое место по количеству сформированных объединенных территориальных общин, – отметил докладчик.

Интенсивное развитие процесс децентрализации приобрел именно в 2017 году. По состоянию на июнь 2016 года на Сумщине была сформирована одна территориальная община. Для сравнения – в Харьковской области сегодня функционирует пять общин, семь – идут на выборы. А в Сумской – уже 18 сформированных общин.

«В целом примерно 201 община в Украине 29 октября этого года пойдет на выборы. На Сумщине таких будет девять. Для региона – это определенный импульс, ведь количество уже сформированных общин увеличится наполовину», – добавил Антон Авксентьев.

Акцентировать внимание необходимо на выборах в городах Сумской области (Бурынь, Тростянец). Процесс интересный, ведь проходит по пропорциональной персонифицированной системе. В селах же и поселках, в частности, личное измерение голосования преобладает над партийным. Прослеживается общий тренд – фаворитами выступают действующие сельские головы.

По результатам апрельских выборов этого года в четырех общинах на Сумщине, замечено, что механизм создания общины предполагает тесное сотрудничество между действующим главой и администрацией. Подобное сотрудничество несет в себе определенный консенсус, который обычно и делает «выборы без интриги».

Имеет место и аспект участия граждан в выборах. На Сумщине явка избирателей на местных выборах выше, чем, например, на Харьковщине. Самая высокая в регионе – по селам, чуть ниже – в поселках, городах. Но в среднем показатели неплохие.

Однако важно не только количество созданных ОТГ, но и качество. Эксперт акцентировал на том, что 12 общин на Сумщине являются дотационными, но нет ни одной с реверсной дотацией.

О процессе децентрализации образования и здравоохранения в Сумской области доложил второй соавтор аналитического обзора – Николай Назаров.

«Основная идея – устранение дисбаланса между качеством образования в городской и сельской местностях. По результатам последнего ВНО – в сельской местности вдвое большее число выпускников, которые не преодолели даже проходной «порог», – отметил эксперт.

По закону о госбюджете, если в школе учится меньше 25 детей, заведение не получает субвенцию из бюджета. Так, по результатам 2016 года закрыто 11 школ. По малокомплектным учебным заведениям проводится политика снижения аккредитационного уровня на одну ступень.

Сейчас в Сумской области создано 20 опорных школ, девять из которых сформированы в объединенных территориальных общинах. По этому количественному показателю область также занимает лидирующие позиции.

С целью усиления сети лечебных учреждений рассматривался вопрос создания госпитальных округов. Таких в Сумской местная власть предлагала создать шесть, но в Кабинете министров Украины это предложение отклонили из-за того, что в таких округах должны проживать не менее 200 тыс. человек, – сообщил Николай Назаров.

Кульминацией дискуссии стало выделение проблем развертывания процесса децентрализации и определение причин торможения динамики ее развития в регионе.

Директор Сумского центра развития местного самоуправления Александр Хоруженко отметил, что в Сумской области нет сработанной команды. Каждый играет свою отдельную роль. Кроме того, есть принцип добровольности. А принцип добровольности – зло для стратегического формирования. Эта добровольность уже навредила во многих районах Сумщины. Например, весь Ахтырский район «сделан» неправильно, Сумской – наполовину.

«Сейчас мы работаем над картой перспективного плана и картой-приложением к законам о новом административно-территориальном устройстве. Предварительно известно, что этот закон будет по каждой области», – сообщил он.

Эксперт общественной организации «Центр содействия региональному развитию» Валерий Борзунов выделил четыре концептуальных различия в аналитике и реализации реформы децентрализации в Украине, исходя из ее привязки к устойчивому региональному развитию.

Во-первых, децентрализация в Украине осуществляется не как взаимосвязанная реформа, а как автономная. При этом, как отметил эксперт, у нее отсутствует главное звено: отсутствует реформа в экономике.

Второй момент касается методологии, применяемой при анализе. Мы, акцентировал, – Валерий Борзунов, – должны иметь набор микроэкономических качеств, чтобы, поставив его как цель для достижения, можно было говорить о приближении к «светлому будущему» или отклонении. Все наши показатели, связанные с ОТГ на данном этапе никак не реализуются и никак не приравниваются к макроэкономическим показателям. Само понятие «самодостаточности ОТГ» – ничем не обосновано.

Третий момент как раз и касается самодостаточности. У нас он в принципе отсутвует. Если по валовому продукту мы имеем 2 тыс. $ на человека, то о какой самодостаточности может идти речь? Это не случайно, что ни одна территориальная община в Сумской области не имеет никаких документов по стратегическому развитию (проекта, концепции).

Четвертый момент – политический. Мы ускоренными темпами пошли по созданию сельских территориальных общин, быстренько провели выборы и таким образом законсервировали ту систему, которая до сегодняшнего дня у нас и была, – подытожил эксперт.

Эксперт Ассоциации городов Украины, глава общественной организации «Центр научных исследований, мобильности и роста» Дмитрий Лукин отметил, что, чтобы децентрализация реализовалась не только на словах, но и на деле, власть принимает значительные меры. По его мнению, те скептические высказывания по этому поводу, которые звучали на протяжении дискуссии, принадлежат людям, которые видят негативные стороны процесса. Но не ошибается только тот, кто ничего не делает.

Так, общины пока только делают первые самостоятельные шаги, проблема в распределении государственных и местных финансов, но все это временно. В связи с тем, что нет самой методики продвижения реформы в ходе ее реализации возникает много вопросов. Например, каковы полномочия районных государственных администраций, когда в районе существуют самостоятельные общины? Ответ на этот вопрос законодательно не закреплен. Далее – внедрение института префектов. Это будет, но когда и как, тоже пока неизвестно. В значительной степени децентрализации сегодня способствует большая работа профильного министерства. В Кабинете министров назначили ответственный орган – Министерство регионального развития, которое отвечает за воплощение реформы по всей стране, – отметил эксперт.

В итоге участники дискуссии сошлись на том, что реформа децентрализации должна изменить не только административно-территориальную карту Украины, но и уровень жизни населения.

Опубликовано на сайте «Громадський простір»

Дискуссия проведена в рамках проекта, который реализуется при финансовой поддержке Европейского фонда демократии (EED) и Правительства Канады