Discussion “Decentralization of Kharkiv region: what is evidenced by the results of the UTC’s elections” | Center for Political Analysis “Observatory of Democracy”

Discussion “Decentralization of Kharkiv region: what is evidenced by the results of the UTC’s elections”

7 ноября в Харькове в медиацентре «Время» состоялась дискуссия на тему «Децентрализация Харьковской области: о чем свидетельствуют результаты выборов в ОТГ», организованная Аналитическим центром «Обсерватория демократии» при финансовой поддержке Европейского фонда демократии (EED) и Правительства Канады. В обсуждении итогов недавних выборов в 7-ми ОТГ Харьковской области приняли участие эксперты, представители органов местного самоуправления, политических партий и общественных объединений, СМИ.

Манипулятивный дискурс и административный фактор

Дискуссию открыл эксперт Аналитического центра «Обсерватория демократии» Антон Авксентьев, который привел основные выводы проведенного Центром исследования по итогам выборов 29 октября. По его словам, дискурс относительно выборов в ОТГ, который возник в социальных сетях и региональных СМИ, носит преимущественно заангажированно-манипулятивный характер.

Например, отметил он, имеет место традиционная манипуляция с явкой, которая обычно возникает после каждых выборов. Для того чтобы нивелировать результат победителя, его умножают на процент явки, стремясь продемонстрировать низкий уровень поддержки победителя. При этом, добавил Антон Авксентьев, тех, кто не пришел на выборы априори относят к протестному электорату. Хотя отождествлять неоднородную группу абсентеистов исключительно с теми, кто против власти, по словам эксперта, абсолютно некорректно.

Следующая манипулятивная ситуация, по словам Антона Авксентьев, сложилась вокруг рейтингов. Выглядит это следующим образом: с одной стороны, социологи навязывают обществу мнение, что рейтинги Президента падают, а с другой, постулируется программирующий тезис, что на самом деле в традиционно неблагоприятном для «проукраинских сил» Харьковском регионе этот рейтинг местами доходит до 92%. То есть, пояснил эксперт, отождествляется результат конкретных людей – поселковых и сельских глав ОТГ, которые переизбираются, как правило, уже не первую каденцию от разных партий, – с результатами непосредственно Президента и его политической силы. Однако голосование на таком местном уровне, отметил Антон Авксентьев, носит не партийно-идеологический, а личностно-ориентированный характер.

«Обычно административный ресурс отождествляется с фальсификациями и незаконными действиями партии власти, – отметил эксперт. В таком ракурсе говорить о массовых фальсификациях в отношении этих выборов – некорректно. С другой стороны, стоит выделить административный фактор. Поскольку сама ситуация, когда действующие главы переизбираются и должны взаимодействовать с президентской силой, указывает на наличие определенных рычагов давления. Даже в самой процедуре формирования ОТГ заложены механизмы, которые вынуждают местную власть постоянно взаимодействовать с облгосадминистрациями».

Также, резюмировал эксперт, несмотря на декларацию курса на деполитизацию государственной службы, работники бюджетных сфер и государственные служащие остаются втянутыми в партийно-политическую борьбу.

Децентрализация как гендерно-ориентированная реформа

Результаты гендерного анализа итогов недавних выборов в 7-ми ОТГ Харьковской области представила эксперт Аналитического центра «Обсерватория демократии» Валентина Киселева. Она отметила, что главная цель исследования гендерного аспекта выборов – исследование взаимосвязи между децентрализацией и равными возможностями для мужчин и женщин в украинской политике, анализ того, насколько эта реформа действительно способна разрушить стереотип о политике как традиционно «мужской сфере».

Худшие показатели по данным Отчета о глобальном гендерном разрыве, по словам эксперта, Украина демонстрирует в сфере политического участия. По соотношению представительства мужчин и женщин Украина занимает 103 место из 144 стран. Тем не менее, заметила Валентина Киселева, ситуация с выборами в ОТГ Харьковской области, на таком локальном уровне, выглядит более сбалансированной, чем на уровне областного совета или парламента.

Эксперт отметила, что всего на этих выборах женщины составили 42% от всех кандидатов в депутаты советов громад и 24% от кандидатов на пост главы ОТГ. Наибольший процент женщин-кандидатов, по ее словам, зафиксирован в наименьших по численности избирателей громадах – Натальинской и Коломацкой. Наименьший процент кандидатов-женщин имеет наибольшая по численности избирателей – Золочевская громада.

В целом, отметила Валентина Киселева, гендерный анализ подтвердил гипотезу о том, что процент женщин в представительных органах власти и органах местного самоуправления связан с институциональным уровнем этих советов: чем ниже уровень, тем больше представительство женщин. Именно поэтому, добавила она, децентрализацию можно рассматривать как гендерно-ориентированную реформу, поскольку она передает полномочия и ресурсы на тот уровень, где женщины имеют относительно большее представительство.

Опыт объединения и выборы в Золочевской ОТГ: «рука» администрации на «пульсе» процесса

Татьяна Бондаренко, глава Золочевского поселкового совета, инициатор создания Золочевской объединенной громады, рассказала о процессе создания обозначенной ОТГ, который с перерывами продолжался еще с 2015 года.

«Не присоединился к нам только один совет, Гурьева Казачка, это самый удаленный пограничный район. На одном из выездов в сельский совет Гурьева Казачка присутствовал глава администрации, который рассказывал, как все будет хорошо». По мнению Татьяны Бондаренко, население этого села выступило против объединения не потому, что жители не хотели, а через надоедливые обещания того, что будет лучше.

По ее словам, процесс создания Золочевской ОТГ, так же как и непосредственно избирательную кампанию сопровождало давление со стороны администрации, в условиях которого существовала двойная отчетность и бухгалтерия: одна для поселкового совета, другая – для администрации. «Со стороны депутатов областного совета, которые являются членами партии «ББП-Солидарности» постоянно чувствовалось вмешательство в процесс. Давление админресурса чувствовалось везде, например, неоднократно менялся состав избирательных комиссий», – добавила она.

Низкий уровень доверия и фактор усталости от власти

Во время дискуссии Виктор Козориз, представитель общественной организации «Развитие Харьковщины», заметил, что возможно именно фактор усталости или недовольства властью в лице поселкового главы также повлиял на результаты выборов (на примере Коломакской громады). «Даже если поселковый голова святой, но находится у власти более 6 лет, люди списывают на него свои проблемы. Поскольку центральная и региональная власть – далеко, а поселковый глава – вот он, на площади, он за все отвечает».

По мнению Виктора Козориза, избирательная манипуляция состоялась даже не на этапе выборов, а на этапе подготовки к ним, когда в партию власти «загоняли» всех лидеров общественного мнения, бюджетников и тому подобное. Относительно довольно низкой явки, Виктор Козориз отметил, что люди не связывают с этими выборами улучшение своей жизни. По его мнению, необходимо объединение громад и децентрализация в целом, но пока эта реформа выглядит как оптимизация государственного управления, сокращение бюджетных расходов.

Дмитрий Овсянкин, журналист, обратил внимание на тенденцию падения рейтингов личностей управленцев. По его мнению, это связано с тяжелыми условиями в стране (войной, падением экономики). Естественно, что уровень доверия к людям, которые три-четыре года находятся на руководящих должностях, снижается.

Двойное «кандидатство» и пассивность партий

Представитель политической партии «ББП-Солидарность», Александр Яловол прокомментировал озвученный в ходе дискуссии тезис о падении доверия к местным лидерам. «Я бы не сказал, что это происходит. Там, где местные главы советов проиграли – они проиграли местным лидерам. В Золочеве глава поселкового совета проиграла председателю районного совета. А в Коломаке – глава райцентра проиграл главе соседнего поселка Шелестово».

Также в отношении гендерного аспекта выборов в ОТГ Александр Яловол добавил, что тенденция «чем ниже институциональный уровень, тем больше представительство женщин» наблюдается не только в ОТГ. Она существовала и раньше: в сельских советах преобладали женщины, а в городских и выше – мужчины. «Мы сейчас увидели эту тенденцию в наибольшей Золочевской ОТГ. И можно сказать, что она наблюдается уже много лет и только подтверждается».

Виктор Кисиль, депутат Харьковского облсовета от партии «Самопомощь», по анализу выборов в ОТГ отметил, что поскольку эти выборы проходили исключительно по мажоритарной системе, непровластным, оппозиционным, партиям было довольно сложно участвовать в избирательной гонке. Даже те партии, которые серьезно представлены в Харьковском городском или областном совете, например, «Возрождение» и «Оппозиционный блок», были представлены на этих выборах очень точечно (только в Зачепиловской громаде).

Виктор Кисиль также отметил ситуацию с «двойным кандидатством». Обычно судебная практика запрещает одновременное баллотирование на пост поселкового главы и депутата. В Песочине и Рогани кандидатам было отказано в попытке совместить два типа кандидатства. В то же время, добавил Виктор Кисиль, в Натальинской ОТГ наблюдалась иная ситуация. «Один и тот же человек был зарегистрирован кандидатом и на главу ОТГ, и в депутаты. И прошел весь избирательный процесс. Не выиграл, но сам прецедент интересный, тем более, что никто на это не обращал внимания и не оспаривал в суде».

В конце дискуссии Андрей Лукашов, политический консультант, рассказал о собственном опыте анализа выборов в Звановской ОТГ соседней Донецкой области.

Дмитрий Маринин, депутат Харьковского городского совета VI созыва, подводя итоги, отметил, что, собственно, такие публичные дискуссии как раз и нужны для того, чтобы находить выход из проблемных ситуаций, формировать консенсус, консолидировать совместные силы.

Опубликовано на сайте «Громадський простір»

Дискуссия проведена в рамках проекта, который реализуется при финансовой поддержке Европейского фонда демократии (EED) и Правительства Канады

© 2017 АНАЛIТИЧНИЙ ЦЕНТР «ОБСЕРВАТОРІЯ ДЕМОКРАТІЇ» Все права защищены. Цитирование информации с этого сайта разрешается при условии обязательной ссылки