Экспертная дискуссия «Политика на уровне региона»: харьковская линза | АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР «ОБСЕРВАТОРИЯ ДЕМОКРАТИИ»

Экспертная дискуссия «Политика на уровне региона»: харьковская линза

17 мая в медиацентре «Время» состоялась экспертная дискуссия на тему «Политика на уровне региона: Харьковская линза», организованная Аналитическим центром «Обсерватория демократии» при финансовой поддержке Европейского фонда демократии (EED) и Правительства Канады. Обсуждение проблематики политики, инструментов ее формирования и демократизации объединило за круглым столом представителей экспертной среды, общественных организаций, органов местного самоуправления и СМИ.

Задавая направление дискуссии, директор Аналитического центра «Обсерватория демократии» Виктория Шевчук отметила, что вместе с финансами, полномочиями и ответственностью в рамке децентрализационного развития государства, на региональный и местный уровни перемещается и субъектная политика. Именно поэтому одним из ведущих направлений работы региональных аналитических центров, в частности, и всего общественного сектора, в целом, становится исследование процессов формирования политики на уровне региона, инструментов и технологий повышения ее качества, анализ динамики региональных политических режимов.

На вопрос динамики демократизации политики в условиях децентрализации участники дискуссии обратили особое внимание. В частности, было отмечено, что, несмотря на умножение возможностей влияния территориальных громад на процесс принятия политических решений, сохраняется устойчивая политическая апатия и пассивность граждан.

Более того, как отметил, представитель общественной организации «Єдине джерело» Александр Миненков, в реалиях инициированных реформ граждане — дезориентированы, поскольку не имеют опыта реализации местного самоуправления, как, например, жители Германии, которые принимали непосредственное участие в разработке принципов конституции земель. Обычные граждане нуждаются в разъяснении и, по сути, привлечении к местному самоуправлению, они должны стать источником изменений и понимать их. Сейчас же наблюдается обратная ситуация: политики рассказывают, как лучше жить, но при этом не спрашивают граждан, как лучше действовать.

Эксперт «Обсерватории демократии» Антон Авксентьев, констатировал, что явка во время выборов в территориальных громадах Харьковской области, — чрезвычайно низкая. Поэтому, резюмировал эксперт, децентрализация имеет потенциал трансформироваться в новый способ воспроизводства старых местных элит, а процесс создания ОТГ —  стать заложником электоральной конъюнктуры.

Вместе с тем, по словам представителя гражданского движения «Живемо за Конституцією» Бориса Ивакина, анализируя процесс создания ОТГ, следует обратить внимание на Основной закон страны. Согласно Конституции Украины территориальная громада – это первичный субъект местного самоуправления, но на поточный момент его юридически не существует.

Вопрос политической ответственности как инструмента демократизации политики и необходимости разработки и внедрения института политической ответственности депутатского корпуса поставила во время дискуссии представитель общественной организации «ЕкспертиЗа Реформ» Татьяна Барановская. Участники согласились, что создание института политической ответственности необходимо и возможно, во-первых, путем внедрения отдельных регуляторных механизмов, во-вторых, посредством политического образования граждан.

В связи с этим, Максим Гончаренко, помощник депутата Харьковского городского совета, высказал мнение о необходимости разработки единой концепции развития политической культуры и политической ответственности. Помимо общего стратегического видения принципов повышения уровня политической культуры, предложил наработать также конкретные пути реализации данной концепции.

В процессе дискуссии эксперты обсудили практические инструменты влияния общественного сектора и экспертной среды на политику, новые и перспективные направления общественной и экспертно-аналитической работы в целях демократизации политического развития страны и региона.

Экспертная дискуссия проведена в рамках проекта, реализуемого при финансовой поддержке Европейского фонда демократии (EED) и Правительства Канады