Хроники децентрализации: экспресс-анализ хода реформы в Луганской области | АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР «ОБСЕРВАТОРИЯ ДЕМОКРАТИИ»

Хроники децентрализации: экспресс-анализ хода реформы в Луганской области

Новые возможности для развития, перераспределение полномочий от государственной администрации к органам местного самоуправления, рост бюджетов в регионах и громадах – это всё то, что характеризует процесс децентрализации в Украине, однако мало соотносится с реалиями Луганской области.

Экономика Луганского региона является наиболее пострадавшей из-за вооруженного конфликта на Донбассе: по итогам выполнения областных бюджетов за 2016-й год Луганщина оказалась на последнем месте в Украине с собственными доходами на уровне 2,5 млрд. гривен. Для сравнения, в соседней Харьковской области этот показатель – 12 миллиардов, при том что ни в одном регионе, кроме Луганщины, не зафиксировано регресса по сравнению с 2014 годом.

В 2017 году доходы местного бюджета сократились на 36%. При этом, согласно закону о военно-гражданских администрациях, на Луганщине не функционирует областной совет. Центробежные настроения из-за негативного политико-экономического фона характерно проявились в намерении мэра Сватово перевести город в подчинение Харьковской области.

Однако к ускорению децентрализации политико-экономическая ситуация в регионе местных руководителей не подталкивает. Кроме традиционных причин (нежелания идти на выборы, конфликта локальных идентичностей, амбиций глав сельсоветов, противодействия на районном уровне), в Луганской области добавляется своя специфика – страх персональной ответственности за будущее ОТГ и потери гарантий государственной поддержки. Новые полномочия, которые открывает децентрализация, в контексте вооруженного конфликта на Донбассе не столько привлекают, сколько отпугивают местных руководителей.

Вобласти есть проблемы с освоением тех денег, которые перечисляются на развитие региона из государственного бюджета – в 2016 году было освоено только около половины выделенных средств (при среднем показателе по Украине – 88 %). Старобельский район и Северодонецк вернули в госбюджет 22 и 15 миллионов гривен соответственно (примерно по 69 %) – в обладминистрации проблемы связывают с неправильной подготовкой проектно-сметной документации.

В результате, мы не можем говорить об успешной финансовой децентрализации в масштабах всей области, однако у тех немногих ОТГ (в аграрной части региона), которые были созданы, уже есть положительные сдвиги. В Луганской области первые выборы (после чего процесс создания ОТГ можно считать завершенным) состоялись лишь в 4-х ОТГ – в Белокуракинской, Новопсковской, Чмыровской и Троицкой объединенных громадах.

Во всех случаях действующий сельский/поселковый глава «центрального» населенного пункта, вокруг которого происходило объединение, успешно переизбирался в новом амплуа (например, в Белокуракинской ОТГ глава переизбирается с 1996 года). Победители баллотировались в качестве самовыдвиженцев (как и большинство депутатов-мажоритарщиков в советах ОТГ), но де-факто были«приобщены» к сотрудничеству с областной госадминистрацией и «Солидарностью».

Например, на выборах в Троицкой ОТГ (30 апреля 2017 года) с результатом 90,2 % победил действующий глава Демид Палагно, которого пресс-служба БПП записала в «свои кандидаты», хотя на сайте ЦИК Палагно позиционируется как беспартийный самовыдвиженец. Аналогичную манипуляцию в БПП проделали и с главой Чмыровской ОТГ Сергеем Войтенко. Внимание наблюдателей привлекла высокая явка на выборах в Троицкой ОТГ – более 60%.

Кроме 4-х уже созданных ОТГ,около десятка объединенных громад находятся на разных стадиях процесса (по большинству документы были переданы в обладминистрацию, по некоторым – уже и в ЦИК). Интенсификации процесса объединения громад должно способствовать открытие регионального Луганского центра местного самоуправления в конце мая 2017 года. Всего, согласно утвержденному правительством Перспективному плану, в области должно быть создано 24 ОТГ.

На прямые взаимоотношения с государственным бюджетом перешли 3 объединенные громады (Троицкая перейдет с 2018 года), и статистически результаты финансовой децентрализации для их бюджетов более чем ощутимы. Показательно, что в Белокуракинской и Новопсковской ОТГ разработаны достаточно детализированные Стратегии развития, а вот сайт Чмыровской громады не позволяет ознакомиться с аналогичным документом (если таковая Стратегия, конечно, есть).

ОТГ Доходы бюджета (2016) млн. грн. Доходы бюджета (2017) млн. грн.
Белокуракинская 41,3 72,2
Новопсковская 24,4 46
Чмыровская 6,5 24,5

* Белокуракинская и Новопсковская перешли на прямые отношения с госбюджетом с 2016-го, Чмыривская – с 2017 года

** В расчетах указаны запланированные доходы; в последней строке сравнивается Чмыровскийсельский бюджет 2016 года и бюджет Чмыровской ОТГ 2017 года.

 

ОТГ Собственные

доходы

Образовательная

субвенция

Медицинская

субвенция

Дотации
Белокуракинская 49% 26% 14% 11%
Новопсковская 73% 7% 20% 0%
Чмыровская 32% 29% 21% 18%
ОТГ Общий фонд Специальный фонд Расходы потребления Расходы развития
Белокуракинская 96% 4% 95% 5%
Новопсковская 81% 19% 81% 19%
Чмыровская 90% 10% 92% 8%
ОТГ Собственные доходы на 1-го жителя (грн.) Капитальные расходы на 1-го жителя (грн.) % расходов на содержание аппарата управления
Белокуракинская 2285 218 8%
Новопсковская 2686 628 10%
Чмыровская 908 229 13%

* Население громад: Белокуракинская – 15312 чел., Новопсковская – 12432 чел., Чмыривская – 8695 чел.

В то же время, главным индикатором качества является оценка положительных сдвигов самими местными жителями. По последним опросам Фонда «Демократические инициативы», суммарная поддержка реформы децентрализации в Луганской области составляет 49 %. Положительные изменения от децентрализации ощутили 28 % респондентов, и что примечательно, этот процент выше, чем средний по Украине (16,5 %). Вместе с тем, реальный эффект от децентрализации можно будет оценить только по прошествии некоторого времени, за которое громады и регионы пройдут тест на действительную, а не статистическую состоятельность.

Опубликовано на сайте Кризисного медиа центра «Северский донец»

Антон Авксентьев

Аналитический центр «Обсерватория демократии»  

Материал подготовлен в рамках проекта, реализуемого при финансовой поддержке Европейского фонда демократии (EED) и Правительства Канады