Украинская школа и европейская идентичность | АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР «ОБСЕРВАТОРИЯ ДЕМОКРАТИИ»

Украинская школа и европейская идентичность

Более четверти века Украина декларирует стратегию демократизации. Но никаких существенных сдвигов в направлении воспитания гражданина в духе демократии до сих пор не наблюдается. Отсутствует не только государственная политика в этой области, но и осознание ее необходимости.

Советская система образования воспитывала «гражданские» качества, необходимые для «активного строителя коммунизма». По факту –  послушного и покорного подданного. Обучение в школе и вся школьная жизнь были подчинены цели коммунистического воспитания подрастающего поколения. За время независимости в украинской школе мало что изменилось. Если ученик 4 класса говорит, что у него складывается впечатление, будто учителя живут в Советском Союзе и не знают, что его уже нет, очевидно, для этого есть основания. Именно здесь следует искать ответ на вопрос о наличии черт «совкового менталитета» у тех поколений, которые родились уже в независимой Украине.

В свое время Авраам Линкольн отметил: «То, чему сегодня учится в классе одно поколение, станет нормой жизни следующего». Эти слова лаконично и точно определяют главную цель школьного обучения и воспитания. Сознание ребенка, который идет в школу –  это чистый лист. Писать на этом листе – дело, требующее ювелирного мастерства. От того, тексты какого содержания мы впишем и каким образом это сделаем, зависят шансы наших детей на жизнь в цивилизованном обществе. Что пишет на этом листе современная украинская школа? Кого воспитывает? Граждан или подданных?

Украина стремится войти в европейское сообщество. Чтобы стать европейцами по духу, необходимо понять и усвоить те мировоззренческие ценности и принципы, по которым они живут. Поэтому все более актуальной становится проблема интеграции в европейское культурно-образовательное пространство. Интеграция – это не только переход к двенадцатилетнему школьному образованию, копирование названий и формальных правил. Это изменение самой философии образования, его целей и задач. Существенное обновление содержания образования в соответствии с европейской стратегией гражданского воспитания – это одна из необходимых предпосылок. Однако она до сих пор игнорируется украинской властью и не осознается обществом.

Содержание образования в соответствии со стратегией гражданского воспитания

Реформирование содержания образования является ответом на вызовы современности. Главная цель –  адекватная подготовка молодежи к взрослой жизни. В гражданском аспекте она конкретизируется как подготовка к жизни в демократическом обществе, открытом для народов мира. Поэтому внимание акцентируется не только на правах человека и принципах демократии, но и на толерантности, которая необходима для жизни в глобализированном мире.

Содержательная составляющая школьного образования в европейских странах меняется следующими путями:

  • введение базового и инвариантного компонентов;
  • введение новых дисциплин;
  • включение новых тем в дисциплины, которые преподаются;
  • системное обновление содержания дисциплин, традиционно преподаются.

Базовый компонент – это обязательный минимум. Кроме математики, истории, родного языка и других традиционных дисциплин, которые всегда считались базовыми, сюда включены граждановедческие дисциплины с разными названиями. Инвариативная часть (по выбору) предлагает факультативные курсы. Для начальной школы: «Уважение к себе и к другим», «Права, равенство и уважение к личности», «Правила жизни в обществе», «Автономия и ответственность», «Понятие личности и права личности на примере школьной жизни». Для средней школы факультативы больше касаются функционирования институтов демократии: «Выборы и всеобщее избирательное право», «Президент, министры и депутаты», «Государство, национальное единство и гражданская идентичность», «Конституция и демократические институты».

Введение новых дисциплин осуществляется в зависимости от того, насколько широко понимание гражданского образования в конкретной стране. Например во Франции – это «Декларация прав человека и гражданина 1789 года», «Всеобщая декларация прав человека 1948 года», «Демократические институты Франции», «Роль Франции в мире». В Норвегии введены еще дисциплины «Экологическое образование», «Сотрудничество среди людей».

Страны, которые  пошли по пути включения тем по граждановедению в другие дисциплины, больше всего модернизируют содержание истории. Программы и учебники содержат темы о:

  • возникновении и развитии демократии и концепций прав человека;
  • нарушении прав человека во время войн и революций;
  • бесправии при различных тоталитарных режимах;
  • международных организациях и международных документах о правах человека.

Какие гражданские знания дают европейские школы

Признание европейскими государствами роли гражданского образования является единодушным. Его стратегия базируется на рекомендациях международных институтов. Однако подходы к организации зависят от цели, определенной государством. Во Франции задачи гражданского образования концентрируются в политической сфере. Ученики должны усвоить правила жизни в демократическом обществе и знать, как функционируют демократические институты. Соответственно, навыки касаются умения соблюдать правила и взаимодействовать с другими гражданами и с институтами на основе базовых принципов.

Более широкое понимание  –  в Норвегии. Понятие гражданского образования включает также знания об истории, культуре и традициях народа, о семье и своем городе. Важной составляющей является экологическое воспитание, основанное на знаниях о географии и природных ресурсах страны, об экологических проблемах глобального и локального уровней. Поэтому и задачи касаются получения социального опыта в различных сферах и формирования личностных качеств. Выпускник должен быть способным к критическому мышлению, к ответственному принятию решений, к сотрудничеству с другими и разрешению конфликтов. Особое значение придается умению общаться, анализировать материал из разных источников.

В зависимости от определенных задач формируется перечень и содержание учебных дисциплин. Общий подход заключается в том, что знание прав человека, формирование уважения к другим и умение ненасильственного разрешения конфликтных ситуаций нужно закладывать в дошкольном возрасте и в начальной школе. Поэтому в большинстве стран введена дисциплина «граждановедение», которую изучают 2-3 года в начальной школе. Она направлена ​​на осознание учащимися своих прав и обязанностей, способность соотносить их с правами других. Главный практический результат, котрый должен быть достигнут – умение действовать ответственно. В Финляндии, Дании, Норвегии блоки «граждановедения» включены в другие дисциплины. Но независимо от конкретного способа формируется фундамент знаний, который включает:

  • права и обязанности человека, которые рассматриваются во взаимосвязи с правами других граждан и в контексте ответственности перед другими гражданами, обществом и человечеством;
  • содержание основных международных документов о правах человека;
  • сведения по истории становления идей права и правового государства;
  • информацию об исторических событиях, связанных с борьбой за права человека, о выдающихся борцах;
  • разъяснения сути принципов равноправия и равенства перед законом;
  • материалы об основных формах правовой дискриминации и несправедливости.

Дисциплина «граждановедение» понимается как такая, которая нацелена на усвоение знаний и выработку навыков, необходимых гражданину для жизни в демократическом обществе. Она является базовой для других направлений школьного образования  –  политического, экологического, межкультурного.

Формирование «европейского сознания» и «гражданина Европы»

На европейском уровне стратегия гражданского образования корректируется Советом Европы. Договор о Европейском Союзе поднял дело гражданского воспитания на высокий уровень. Ст. 2 Договора отмечает, что Союз основан на ценностях уважения человеческого достоинства, свободы, демократии, равенства, правового государства и соблюдения прав человека. Эти ценности признаны общими в рамках сообщества.  Они являются основополагающими для учредителей и претендентов на вступление. В ст. 7 предусмотрена возможность констатировать существование угрозы нарушения любым государством ценностей, указанных в ст. 2, и принять решение о приостановлении отдельных прав этого государства. Кроме того, Договором предусмотрено единое гражданство ЕС, общая стратегия научно-технического развития и охраны окружающей среды. Все это требует координации политики государств в сфере образования, ориентации на общеевропейские требования и стандарты.

Цель определяется на уровне общества и на уровне индивида. Первая ориентирована на социализацию человека как гражданина демократического государства, а вторая –  на знание прав и механизмов их защиты, выполнение гражданских обязанностей.

Проблема формирования «европейского сознания», «европейской идентичности» и воспитания «гражданина объединенной Европы» отражена в содержании и направленности школьного обучения. В странах Западной и Восточной Европы есть национальные, исторические, социально-политические различия, которые влияют на перечень и корректируют содержание учебных дисциплин. «Старые демократии» уделяют больше внимания собственной роли в развитии и утверждении идей права и принципов демократии. Восточноевропейские и балтийские страны считают необходимым объяснять суть и последствия советской оккупации. Но общее направление соответствует стратегии создания объединенной Европы и общеевропейского образовательного пространства. В образовательной среде общеупотребительным стало понятие «европейское измерение».

Понимание сущности «европейского измерения» достаточно широкое. Оно базируется на осознании общей европейской принадлежности и восприятии Европы как единой историко-социальной, культурной, экономической, политической и экологической системы. Из этого следует ключевая задача образования: формировать у молодежи общую социальную память, чувство европейской принадлежности и гражданственности; развивать чувство ответственности за общее будущее. Проблема сочетания «европейскости» и «поликультурности» решается путем изучения истории, культуры в контексте европейской. Внимание акцентируется на взаимозависимости развития европейских культур.

В связи с этим наибольшие изменения претерпевает содержание истории. Как взгляд современного общества в собственное будущее, история убеждает, что в прошлом заложены важные основы для общего будущего. Многогранность современной Европы трактуется как «разнообразие на совместном фундаменте». Историческое наследие, ценное для каждого государства, изучается сквозь призму вклада в общеевропейскую казну. Политическая история акцентирует внимание на формировании демократических политических устройств европейских стран. Так сочетается прошлое, настоящее и будущее, национальное и общеевропейское.

Украинская школа: поиск гражданских и правовых знаний

В Украине никаких специальных дисциплин, ориентированных на приобретение гражданских и политических знаний, школьными учебными планами не предусмотрено. Выяснить, насколько соответствующие темы интегрированы в другие дисциплины, дает возможность анализ программ.

Программой дисциплины «Я в мире», изучаемой в 3-4 классах, определена цель: «формирование социальной и жизненной компетентности на основе поэтапного усвоения социального опыта, который охватывает общечеловеческие, общекультурные и национальные ценности, социальные нормы и гражданскую активность». Формулировка не вызывает возражений. Вопрос в том, насколько содержание дисциплины обеспечивает возможность достижения цели.

В разделе «Человек в обществе» (3 класс) присутствует тема: «Гражданин Украины. Права и обязанности граждан». В требованиях к уровню подготовки сказано: «понимает сущность правонарушений, рассуждает на эту тему, обосновывает необходимость отвечать за свои поступки». О том, что дети должны знать, что такое гражданство, речь не идет. Соответственно ни в одном из учебников нет ни слова об институте гражданства. Никаких объяснений, почему права называются гражданскими.

Аналогичный раздел содержится в программе для 4 класса. Тема называется: «Ознакомление с гражданскими правами и обязанностями». Ее целью определено формирование у ученика представления о правах и обязанностях; о равноправии; о праве на жизнь, защиту, любовь и заботу; о праве на образование, труд и отдых; о взаимных обязанностях родителей и детей. Очевидно, авторы программы и учебников считают, что это и есть гражданские права. Вот так воспитываются «социальные компетентности и гражданская активность» в начальной школе.

В европейских странах есть практика включения граждановедческих блоков в программы по истории. Посмотрим, какое внимание уделяется гражданским и правовым знаниям в программах по истории для украинских школ. Программа по истории Украины (Введение в историю) для 5 класса не содержит ни одного упоминания об идеях права или борьбе за права.

Интегрированный курс «Всемирная история. История Украины» для 6 класса: то же самое. Античная цивилизация и древнегреческая мифология рассматриваются даже без короткой констатации того, что здесь зарождались идеи демократии, а из мифологии происходят ее базовые принципы. 7 класс: Всемирная история. История Украины. От содержания программы создается впечатление, что исторические события не имели отношения к борьбе за права человека и гражданина.

В программе по «Истории Украины» для 8 класса упоминается о Конституции Пилипа Орлика, а знать ученики должны о ее принятии. Зачем демократические принципы, которые в ней заложены? Во «Всемирной истории» гуманистические идеи упоминается только в контексте «шедевров Высокого Возрождения». При изучении истории стран Западной Европы упоминается «Билль о правах» и Парламентская монархия, но знать ученики должны лишь об основных чертах политического и религиозного развития западноевропейских стран, о абсолютизме в разных странах Европы.

Программа по «Всемирной истории» для 9 класса демонстрирует парадокс: учим, но знать не нужно. Упоминается Декларация прав человека и гражданина и Конституция 1791, но знания их содержания государственные требования не предусматривают. Упоминается об утверждении либерализма, а требования предусматривают только умение применять термин. Действительно, где связь между либерализмом, правом и законом? Включен вопрос об утверждении демократии и гражданского равноправия, соответственно и знать нужно об утверждении, а не о сути и принципах. Но о возрастании роли государства в общественной жизни знать просто необходимо.

В учебной программе по всемирной истории на 2017-2018 учебный год (9 класс, углубленное изучение) о гражданских правах упомянуто в повторении и вступлении: «Место Нового времени в истории. Утверждение индустриального общества. Формирование гражданского равноправия и парламентской демократии». Отведено целых 2 ч. Требования к знаниям: объяснять и применять понятие «гражданское равноправие», «парламентская демократия». Только вот просмотр программ показывает, что повторять ничего. Далее при изучении истории Европы и Америки в разные периоды об идеях права, борьбе за равноправие не упоминается вообще.

Итак, начальная и средняя школа находятся за пределами гражданских и правовых знаний. Специальные дисциплины отсутствуют. В рамках других внимание этим вопросам не уделяется.

В старшей школе преподается курс «Правоведение». Он включает 3 блока: «Основы теории государства и права Украины», «Основы публичного права», «Основы частного права». В программе поставлены задачи по «осознанию школьниками тесной связи между правовыми знаниями и общественными отношениями; … воспитанию учащихся в духе прав человека, уважения человеческого достоинства, понимания связи между правами и обязанностями человека и гражданина; развитию у учащихся понимания ценности собственной личности и ценности других людей, уверенности в себе, своих поступках и взаимоотношениях с другими, терпимости и толерантности к другим, собственного чувства свободы, равенства, справедливости».

Постановка задач является общей и декларативной. Они очень отдаленны от воспитания гражданина, способного постоянно и эффективно влиять на власть через институциональные механизмы, опираясь на нормы, принципы и ценности демократического общества. Кроме того, дисциплина излагается не специалистами в области права, а учителями, которым нужно добавить нагрузки, в основном историками. Контроль входного уровня знаний по «правоведению» у студентов первокурсников демонстрирует их нулевой уровень. Правовое образование в школе тоже выглядит профанацией. Элементарные политические знания также отсутствуют.

Какие основы «европейской идентичности» должна закладывать украинская школа

Согласно стратегии воспитания «гражданина Европы», изучение истории и других гуманитарных дисциплин должно давать знания:

  • об общности судьбы и современной зависимости народов Европы друг от друга в общем строительстве мирного европейского порядка;
  • об общих ценностях, берущих начало в античности, христианстве, Ренессансе и Просвещении, ценностях, основанных на толерантности и гуманизме;
  • о фундаментальных правах человека и нормах права, которые внедрялись в европейских странах как результат борьбы, а сейчас подтверждают волю к индивидуальной и общей ответственности;
  • об общности жизненного пространства и о европейском гражданстве, согласно которым граждане европейских стран имеют одинаковые права и обязанности;
  • об общей ответственности, единстве и сотрудничестве, которые помогают эффективно решать европейские и глобальные проблемы.

Философия европейской интеграции и идентичности выражается как «единство в разнообразии». При изучении различной истории и культуры европейских стран ключевое слово –  «общность». В украинских программах школьных дисциплин, которые были рассмотрены, подход с точки зрения общности не прослеживается. Создается впечатление, что мы должны интегрироваться в Европу из другого полушария.

Региональный разрез

Воспитывать европейскую идентичность у львовян и харьковчан –  задачи разного порядка и различных масштабов. Совершенно очевидно, что жители восточных регионов ментально ближе к советско-русской культуре, чем к европейской. Геополитические ориентации также существенно отличаются. Наглядную картину дают результаты социологического исследования, проведенного в феврале 2017 года  Киевским международным институтом социологии. Согласно им, за вступление в Европейский Союз проголосовали бы только 16,5% жителей Восточного региона (Харьковская, Донецкая, Луганская области, без временно оккупированных территорий), а 13,9% считают, что Украина должна идти путем присоединения к Европейскому Союзу ( 75,1% и 75,6%, соответственно, в Западном). Против вступления в ЕС – 50,4%. На четвертом году военной агрессии 14,8% жителей прифронтовых регионов проголосовали бы за вступление в НАТО, против –  53,6% (64,6% и 13,1%, соответственно, в Западном регионе). Красноречивые цифры. Поэтому и задачи по воспитанию «гражданина Европы» должны решаться с учетом этого фактора.

Логично предположить, что школьные программы должны быть дополнены дисциплинами или факультативы, которые знакомили бы школьников с европейской культурой. Но такая логика не работает. Зато харьковские школьники изучают факультативно курс «Православная культура Слобожанщины». Это было бы нормально, знания о родном крае. Если бы бы не некоторые обстоятельства: православная культура Слобожанщины – это культура «русского мира»; культура Слобожанщины не ограничивается православной; в культуре Слобожанщины тоже есть европейская составляющая, которую надо усиливать, а не нивелировать.

В поисках свидетельств усиленного внимания к проблемам правового и гражданского воспитания, привития учащимся «европейских ценностей» заходим на Официальный сайт Департамента образования Харьковского городского совета. Разделы, которые бы указывали на наличие евроинтеграционного вектора учебной и воспитательной работы, отсутствуют как таковые. В разделе «Городские образовательные проекты» размещено сообщение о ІХ городском турнире юных правоведов, который состоялся 8 октября 2016 г. на базе Харьковской гимназии № 152. В турнире приняли участие 12 команд из всех районов города. Это единственное мероприятие за 2016/17 учебный год.

В разделе «Я украинец, гражданин, патриот» ни одного мероприятия, направленного на воспитание гражданина и гражданских качеств найти не удалось. Содержание и перечень мероприятий указывает на то, что в названии раздела слово «гражданин» выглядит лишним.

Выводы

Государство должно воспитывать граждан и будущие поколения в духе тех ценностей и принципов, на которых базируется желательная модель его развития. В демократических странах и странах, вставших на путь демократической трансформации власти и элиты это понимают. Поэтому образование, как главный институт социализации, подчинено реализации государственной стратегии воспитания гражданина.

Гражданское и политико-правовое образование начинается с начальной школы и продолжается в течение всего периода обучения. Теоретическая составляющая обеспечивается путем внедрения граждановедческих и политико-правовых дисциплин, включение соответствующих блоков тем в содержание гуманитарных дисциплин.

В европейских странах усиливается внимание к гражданскому образованию и воспитанию в школе. Постоянно увеличивается объем знаний, которые даются в рамках новых и традиционных дисциплин. Это обусловлено несколькими факторами:

  • В большинстве стран активное избирательное право предоставляется с 18 лет. Сейчас прослеживается тенденция к понижению нижней возрастной границы. В некоторых странах на муниципальных выборах разрешено голосовать 17- и 16-летним. Поскольку голосовать могут выпускники школы и старшеклассники, именно на школу положена «львиная доля» нагрузки по подготовке молодежи к участию в выборах.
  • Молодежь становится политически пассивной. Поэтому власть и образовательная элита осознают необходимость прививать активность и навыки политического участия с детства. Теоретические знания, которые накапливаются в каждом классе, рассматриваются как необходимая предпосылка активного гражданского участия и его эффективности.
  • Создание Европейского Союза и стратегия дальнейшей интеграции поставили на повестку дня проблему формирования европейской идентичности как первоочередную. Поэтому логично, что задача «европейской социализации» возложена на институт образования, а фундамент закладывает школа.

В Украине школа полностью отстранена от гражданского образования и воспитания. Гражданские знания не излагаются в виде отдельных дисциплин, не интегрированы в другие. Фрагментарные вкрапления о правах ребенка и гражданина в программах начальных классов не обеспечивают системных знаний. Политические знания не предусмотрены вообще, а правовые сугубо номинальны. Отсутствие необходимых гражданских, исторических и политических знаний,  не профессиональное преподавание «правоведения» делает процесс его изучения теоретизованим и репродуктивным. Все вместе обеспечивает нулевую гражданскую, политическую и правовую компетентности выпускника.

Гражданин Украины, который получает политические и гражданские права в возрасте 18 лет, совершенно не готов их эффективно реализовать. У него отсутствует представление о себе как о субъекте власти. В сознании уже четко заложены две вещи: способность к подчинению и уверенность в невозможности влияния на власть, правовой нигилизм. Европейская интеграция ассоциируется у него с благами, которые доступны гражданам европейских стран, а не с принципами и нормами, по которым они живут и следствием которых стали указанные блага. Вопрос о сути и содержании «европейских ценностей» (носителями которых мы уже есть) ответа не находит.

Отсутствие стратегии воспитания гражданина Украины как гражданина Европы на уровне государства делает невозможным разработку соответствующих региональных стратегий и программ. Сегодня такая работа может быть только проявлением доброй воли региональных руководителей в сфере образования . В Харькове подобные проявления не наблюдаются.

Рекомендации

Учитывая эти реалии, а также стратегию и опыт стран ЕС в воспитании «гражданина Европы», необходимо превратить украинскую общеобразовательную школу в институт гражданского общества. Она должна стать главным заведением первичной гражданской социализации. Прежде всего, это предполагает усвоение фундаментальной базы политико-правовых и гражданских знаний, а также «европейских знаний» как основу для европеизации Украины.

Результатом кардинального обновления содержания учебного материала должны стать «евроинтеграционные блоки», заложенные в основные и инвариативные дисциплины. Это задача центральных органов власти. На уровне регионов эти блоки должны варьироваться и дополняться в зависимости от специфики регионального сознания. В восточных областях Украины приоритетным направлением школьной и внешкольной работы должно стать гражданское воспитание, обучение детей жить по нормам современного цивилизованного общества.

Власть сегодня заинтересована в сохранении статус-кво. Поэтому ее  бесполезно информировать о наличии проблемы. На нее нужно давить. Субъектами давления должны быть общественные организации, родительские советы разных уровней, интеллектуалы-гуманитарии и прогрессивное образовательное сообщество. Объектами – Министерство образования и науки Украины, парламентские комитеты Верховной Рады Украины: Комитет по вопросам науки и образования, Комитет по вопросам европейской интеграции, Комитет по вопросам правовой политики и правосудия, Комитет по вопросам семьи, молодежной политики, спорта и туризма. Цель – разработка стратегии гражданского воспитания детей и молодежи, подчинение образовательных реформ ее реализации.

Целесообразной выглядит коммуникация с политическими партиями, которые формируются «снизу». Стратегия гражданского воспитания и реформирования системы образования в соответствии с целями и задачами, определенными ею, должна стать важной составляющей программ демократических политических сил.

Важным фактором влияния и средством давления является общественное мнение. Сегодня оно дает общую негативную оценку качества школьного образования. О необходимости гражданского образования оно отсутствует. Поэтому приоритетным направлением деятельности общественных организаций, демократических политических сил, всех, кто осознает меру важности вопросов гражданского воспитания, должна стать актуализация проблемы на уровне общества.

Опубликовано на информационно-аналитическом портале «Хвиля»

Светлана Топалова, эксперт

Аналитический центр «Обсерватория демократии».

Материал подготовлен в рамках проекта, реализуемого при финансовой поддержке Европейского фонда демократии (EED) и Правительства Канады