С 1 ФЕВРАЛЯ СТАРТОВАЛ ПРОЦЕСС ПЕРЕДАЧИ ЗЕМЛИ В СОБСТВЕННОСТЬ ОБЪЕДИНЕННЫХ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ГРОМАД – КАКОВЫ ПЛЮСЫ И МИНУСЫ ЭТОГО НОВОВВЕДЕНИЯ? КАК ПРИНЯТОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ РЕШЕНИЕ СКАЖЕТСЯ НА ТЕМПАХ ОБЪЕДИНЕНИЯ ГРОМАД, И ЧТО В ЭТОЙ СВЯЗИ БУДЕТ ПРОИСХОДИТЬ В ХАРЬКОВСКОЙ ОБЛАСТИ? | АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР «ОБСЕРВАТОРИЯ ДЕМОКРАТИИ»

С 1 ФЕВРАЛЯ СТАРТОВАЛ ПРОЦЕСС ПЕРЕДАЧИ ЗЕМЛИ В СОБСТВЕННОСТЬ ОБЪЕДИНЕННЫХ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ГРОМАД – КАКОВЫ ПЛЮСЫ И МИНУСЫ ЭТОГО НОВОВВЕДЕНИЯ? КАК ПРИНЯТОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ РЕШЕНИЕ СКАЖЕТСЯ НА ТЕМПАХ ОБЪЕДИНЕНИЯ ГРОМАД, И ЧТО В ЭТОЙ СВЯЗИ БУДЕТ ПРОИСХОДИТЬ В ХАРЬКОВСКОЙ ОБЛАСТИ?

Решение правительства полностью соответствует логике децентрализации и принципу повсеместности местного самоуправления, провозглашенного в Европейской хартии местного самоуправления (ратифицированной Украиной еще в 1997 году). В объединенных территориальных громадах уже давно настаивали на принятии соответствующего решения, а в сентябре 2017 года Ассоциация ОТГ даже обращалась со специальным письмом к Верховной Раде Украины. Тем не менее, для законопроектов, открывающих громадам доступ к пользованию землей за пределами населенных пунктов, в парламенте голосов не находилось. В том числе, и для законопроекта, внесенного в Верховную Раду в декабре 2017 года Президентом Петром Порошенко. В этом смысле премьер-министр Владимир Гройсман «переиграл» Президента, забрав себе потенциальные имиджевые бонусы от популярного решения и укрепив собственное влияние на локальные патронажные сети местных бенефициаров децентрализации. Это ложится в канву («осовременивание» пенсий, поднятие минимальной зарплаты по инициативе правительства) самостоятельной политической игры Владимира Гройсмана, усиливающего свои позиции накануне президентских выборов 2019 года, что не означает его обязательного участия в выборах, но увеличивает шансы сохранить должность премьер-министра.

Ожидаемые положительные эффекты от нововведения:
• увеличение собственных доходов ОТГ (по оценкам Ассоциации ОТГ, на ~20%) за счет средств от сдачи земли в аренду, что крайне важно при постепенном уменьшении субвенций из государственного бюджета и переходе к реальной «самоокупаемости» громад;
• уменьшение количества неоформленной сельскохозяйственной «теневой земли» (по состоянию на сегодняшний день это около 30% от всей с/х земли Украины);
• возможность для ОТГ разрабатывать генеральные планы всей территории громады, а не отдельных населенных пунктов.

Опасения могут вызывать коррупционные риски, так как децентрализация не привела к качественному изменению местных властей, и теперь без усиления контроля главы вместе с членами депутатского большинства в советах ОТГ получат дополнительные возможности для приватного извлечения ренты. Кроме того, процесс передачи земли громадам будет сопровождаться длительными бюрократическими процедурами – алгоритм предполагает направления громадой ходатайства в соответствующее управление областного Госгеокадастра, инвентаризацию земли, регистрацию земельных участков и только потом передачу земли решением начальника областного управления Госгеокадастра. Согласно плану-графику передачи земли громадам в Харьковской области процесс растянется на период с февраля по октябрь 2018 года.

Что касается резкого увеличения количества объединенных территориальных громад в Харьковской области в связи с предоставляемыми новыми полномочиями, то оно маловероятно. На данный момент в области существуют 12 ОТГ, где уже были проведены первые выборы, а также еще одна (Староверовская ОТГ Нововодолажского района), где процесс объединения состоялся, но выборы еще не проводились. Еще в 12-ти потенциальных центрах громад (Красноградская, Новопокровская, Печенежская, Липецкая, Куриловская, Петропавловская, Ватутинская, Губаревская, Гутянская, Кегичевская, Великобурлуцкая, Новомажаровская) процесс был запущен, но находится на начальных стадиях без каких-либо гарантий успешного завершения. В апреле 2018 года выборы должны состояться только в Староверовской (Нововодолажский район) и Циркуновской (Харьковский район) ОТГ. В течение 2018 года возможно объединение еще нескольких громад (в частности, из-за смерти мэров выборы должны состоятся в Дергачах и Купянске, которые вполне могут присоединить к себе соседние села для получения статуса ОТГ), но процент выполнения Перспективного плана формирования территорий громад по-прежнему будет невысоким. Впрочем, формально этот процент может резко увеличиться в случае принятия во втором чтении законопроекта №6466, автоматически приравнивающего все города обласного значения к ОТГ.

Бюджеты ОТГ Харьковской области, перешедших в 2018 году на прямые взаимоотношения с госбюджетом, выросли в среднем в 3 раза, поэтому едва ли дополнительные 20% от аренды земли могут убедить те громады, которые 3 года не хотели объединяться. Во многом барьером может стать и электоральный фактор: как показали выборы в октябре 2017 года, для успешного формирования ОТГ и содействия со стороны областной госадминистрации инициаторы-главы «центральных» населенных пунктов должны баллотироваться от «БПП – Солидарности». Вероятно, многие из них предпочтут дождаться марта 2019 года и результатов президентских выборов, чтобы не рисковать стать частью проигравшей команды (со всеми возможными последствиями, которые местные главы уже ощутили в 2014-м году) и сотрудничать с «партией власти» уже по итогам новых выборов.

Антон Авксентьев, кандидат политических наук
Аналитический центр «Обсерватория демократии»

Консультационный материал подготовлен при поддержке Европейского Фонда за Демократию (EED). Содержание материала не обязательно отражает точку зрения EED и является предметом исключительной ответственности Аналитического центра «Обсерватория демократии»