Система образования Изюмщины: состояние и возможности для развития | АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР «ОБСЕРВАТОРИЯ ДЕМОКРАТИИ»

Система образования Изюмщины: состояние и возможности для развития

В прошлом году началось поэтапное реформирование системы образования. Ключевые направления реформы направлены на преобразование учебного заведения на открытый для общественности институт, который бы готовил молодежь к жизни в современном цивилизованном демократическом обществе. Новый Закон Украины «Об образовании» обеспечивает возможности для внедрения ряда демократических новаций в процесс обучения и управления учебными заведениями. Исследуя состояние образования г. Изюма и района, мы проанализировали динамику изменений в направлении демократизации учебных заведений, выделили факторы торможения и ускорения этого процесса.

Жизнь школ: о чем информируют сайты

В Изюмском районе функционируют 16 общеобразовательных учебных заведений: 1 общеобразовательная школа I-II ступеней, 6 общеобразовательных школ I-III ступеней, 9 учебно-воспитательных комплексов. В Изюме — 9 школ. Для выяснения основных направлений деятельности школ по внедрению образовательной реформы мы исследовали информацию на сайтах всех учебных заведений. Больше всего нас интересовали изменения в сфере формирования гражданской компетентности учащихся, в частности во внедрении гражданского и правового образования, становлении самоуправления как среды практического применения гражданских знаний. Также мы провели мониторинг выполнения статьи 30 Закона Украины «Об образовании», пункт 3 которой предусматривает необходимость публикации на веб-сайтах сметы и финансового отчета о поступлении и использовании всех полученных средств.

Представленная на сайтах информация свидетельствует о сугубо формальном подходе учебных заведений к вопросу информирования общественности о своей деятельности. Сайты 5-ти заведений оказались недоступными из-за ошибки в адресах, указанных на официальном сайте Департамента образования и науки Харьковской областной государственной администрации. Информация из 20 сайтов по трем составляющим — гражданское и правовое образование, школьное самоуправление, финансовые отчеты — выглядит так:

Детальный анализ содержания информации дает возможность не только составить представление о видении администрацией заведения путей решения указанных проблем, но и выявить некоторые анекдотические подходы к вопросам информирования общественности.

Состояние гражданского и правового образования в школах города и района, очевидно, можно сравнить только с чистым листом. Перечень школьных предметов не изменился в сторону дополнения граждановедческими дисциплинами. Представленные планы воспитательной работы фактически не отражают гражданскую и правовую тематику. В лучшем случае, школы информируют о мерах по национально-патриотическому воспитанию. Однако содержание и способ проведения этих мероприятий представляют странную смесь советского военно-патриотического и украинского национально-казацкого воспитания. Идеологи и организаторы мероприятий не усматривают связи между гражданским, правовым и патриотическим воспитанием, что, собственно, отражает ситуацию на уровне всей системы образования и государства. Провозглашение в Украине 2018 года Годом реализации правопросветительского проекта «Я имею право» пока не нашло отражения в учебной и воспитательной работе учебных заведений города и района.

Интересную и весьма уместную информацию не только для размышлений, но и для принятия соответствующих решений, дают результаты общенационального исследования «Права человека в Украине», проведенного Фондом «Демократические инициативы» им. Илька Кучерива при поддержке Программы развития ООН в Украине, по инициативе Офиса Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека и общественной организацией «Центр информации о правах человека» с 22 октября по 6 ноября 2017 года. Учебные заведения вышли на шестое «почетное» место в перечне источников информации о правах человека.

14,7% на школу и вуз, вместе взятые – показатель позорный. Вряд ли стоит надеяться, что на региональном и местном уровне он будет выше. Поэтому институт образования не выполняет функции правового образования и воспитания. Год реализации правопросветительского проекта – хорошая возможность для внедрения системного правового образования. Однако пока никаких сдвигов в этом направлении в школах г. Изюма и района не прослеживается.

Учебные заведения не имеют системы действенных органов самоуправления. Работа по разработке модели школьного самоуправления, судя по предоставленной информации, не началась. В большинстве случаев в разделах «Самоуправление» представлены положения об ученическоем самоуправлении и структура ученического самоуправления. Создается впечатление, что соискатели образования – единственные, кто осуществляет самоуправление в учебном заведении. Однако сравнение содержания положений, схем, отражающих структуру органов ученического самоуправления и планов их работы вызывает даже некоторое «раздвоение сознания». Прописанные идейные основы, принципы организации, задачи указывают на демократичность принципов самоуправления. Однако конкретные задачи по выполнению планов работы школы, обеспечению участия в проведении школьных и внешкольных мероприятий свидетельствуют об исполнительном статусе «органов самоуправления». Много вопросов вызывают також принципы формирования органов самоуправления и механизмы ротации представителей. Например, в «школьный парламент» ученики попадают не через выборы, а фактически путем назначения администрацией или классными руководителями.

Представление о самоуправлении, хотя бы в определенной степени приближенное к настоящему самоуправлению, находим на сайте Иванчуковской общеобразовательной школы I-III ступеней Изюмского района. В состав Совета школы входят представители учителей, родителей и учеников, сельский глава. Содержание вопросов, включенных в план работы Совета школы, касается организации учебного процесса и внеучебной работы. Хотя перечень и содержание вопросов достаточно далеки от тех, которые решают органы самоуправления в демократической школе, однако, свидетельствуют о том, что некоторые вопросы, возможно таки решаются на основе самоуправления. Однако для подтверждения этого не хватает информации о принятых Советом школы решениях.

В целом, положение дел с организацией самоуправления в учебных заведениях города и района указывает на непонимание сути самоуправления и его искаженное восприятие как исполнительной деятельности, «приправленной демократическими пряностями» в виде задекларированных в положениях принципов. Органы самоуправления в основном используются для легитимизации решений администрации школы, властных институтов города или района. Кроме планов работы органов самоуправления, дублирующих школьные планы воспитательной работы, можно найти еще ряд подтверждений.

«Изюминки» в Изюме

На сайте изюмской общеобразовательной школы I-III ступеней № 6 представлена ​​«классика жанра» — как волю чиновников превратить в решения формально существующих органов самоуправления. Отдел образования Изюмского городского совета издал Приказ № 463 от 24.10.2016 года, согласно которому в общеобразовательных учебных заведениях города Изюма должна быть введена школьная форма. Приказ направлен на выполнение Указа Президента Украины № 417/96 от 12.06.1996 года «О школьной форме для учащихся средних учебных заведений» и постановления Кабинета министров Украины № 1004 от 22.08.1996 года «О введении школьной формы для учащихся средних учебных заведений». Таким образом, через 20 лет чиновники решили жестко авторитарным способом ввести школьную форму как свидетельство «указопослушности» и собственной преданности ценностям равенства. Последнее четко подтверждает мотивация решения, изложенная в Приказе. Введение обязательного ношения школьной формы учениками 1-11 классов необходимо, в частности, для «укрепления организационной культуры, улучшения дисциплины, снижения уровня социальной напряженности среди учащейся молодежи». Для большей весомости стоило бы добавить результаты социологического исследования, которые бы указывали на высокий уровень социальной напряженности в ученической среде именно из-за отсутствия школьной формы. Конечно, не обошлось и без упоминания о «воспитании эстетических вкусов и культуры одежды».

Отдел образования также обязал руководителей учебных заведений разработать и утвердить Положение о школьной форме. При этом, к Приказу добавляется образец Положения о школьной форме учеников. Итак, решение принято, положение есть. Остается легитимизировать все это через «органы самоуправления». Согласно протоколу заседания Совета школы, все присутствующие проголосовали «за» шесть пунктов решения, которое предусматривает внедрение формы, разработку уже разработанного положения, разъяснительную работу, контроль. О результатах выполнения Приказа (решение «органа самоуправления») сайт не информирует.

На сайтах других школ стоит отметить некоторые интересные информативные разделы. Иванчуковская  общеобразовательная школа I-III ступеней, видимо, решила взять «пальму первенства» в борьбе с коррупцией. Этому посвящен отдельный раздел на сайте, в котором солидный перечень из около сорока нормативных актов по вопросам предотвращения и противодействия коррупции. Однако этот перечень не дополнялся с 2013 года. Хотя есть план работы по вопросам предотвращения и выявления коррупции на 2018 год.

Примеры более лаконичного изложения информации находим на других сайтах. Так, в изюмской общеобразовательной школе I-III ступеней № 5 очевидно считают, что наиболее ценная информация для родителей содержится в Приказе МОН Украины от 01.04.2005 года за подписью министра С.М.Николаенко. По крайней мере, другие документы или ссылки отсутствуют. Довольно скромная и официальная информация об учебном заведении: герб школы, адрес, 3 абзаца истории школы с 1938 года и список медалистов 2005-2015 годов.

Развитие образования: планы и приоритеты

27 декабря 2017 года коллегия управления образования Изюмского городского совета Харьковской области одобрила План работы управления образования Изюмского городского совета Харьковской области на 2018 год. Из 12-ти разделов, занимающих 239 страниц документа, непосредственно касаются приоритетных направлений развития образования 2 раздела: «Приоритетные направления развития образования управления образования в 2018 году» (Раздел 2, стр.101), «Организационно-массовые мероприятия с учениками и воспитанниками учебных заведений» (Раздел 7, стор.111-112). Раздел 1, стр. 3-100, посвященный анализу работы управления и учреждений образования в 2017 году. Логичным выглядит предположение, что такой детальный анализ должен быть основой для определения приоритетных направлений развития образования на следующий период. Сравнение содержания раздела 1 и раздела 2 показывает наличие такой связи в части обеспечения мониторинга, внедрения государственных стандартов образования, обеспечения подготовки к участию в различных ученических конкурсах и соревнованиях. Однако в части стратегически идеологического наполнения анализа и плана такие связи фактически отсутствуют.

В частности, пункт 2 раздела 2 предусматривает создание условий для воплощения в жизнь Концепции реализации государственной политики в сфере реформирования общего среднего образования «Новая украинская школа». Но в Разделе 1 не идет речь о том, какие конкретно условия созданы. Ведь образовательная реформа уже стартовала. Пункт 17 Раздела 2 предусматривает активизацию работы органов государственно-общественного управления. Поэтому, очевидно, уместно было бы проанализировать, на каком этапе находится становление или какие системные изменения происходят в деятельности этих органов, если таковые уже функционируют.

В общем, все 20 пунктов Раздела 2 прописаны крайне поверхностно. В то же время, именно этот раздел должен быть наиболее подробно расписан. Ведь план развития образования, очевидно, прежде всего, должен акцентировать внимание на стратегических, а не на бюрократических составляющих. Например, если речь идет о создании условий для реализации Концепции «Новая украинская школа», то, наверное, стоит определиться, какие именно условия будут созданы в 2018 году. Если речь идет о подготовке педагогов к работе в условиях принятия новых государственных стандартов и инклюзивного образования (п.10), то не лишним было бы определить, по каким направлениям будет осуществляться подготовка. Конечно, исходя из потребностей, количества и состава детей, нуждающихся в особых условиях обучения.

Тематика и содержание огранизацийно-массовых мероприятий с учащимися также, видимо, должны отвечать стратегическим направлениям развития образования. В Разделе 7 первое из мероприятий — «Заседание Харьковского областного совета старшеклассников и Изюмской городской ассоциации ученического самоуправления «Новое поколение», новогодний бал для лидеров ученического самоуправления» (стр. 111). При этом, в Разделе 1 состояние ученического самоуправления не анализируется. В Разделе 2 не упоминается о самоуправлении как о приоритетном направлении развития образования. Информация с сайтов школ не дает оснований для выводов о действенном самоуправлении. Однако новогодний бал, пожалуй, является формой поощрения «дальнейшей активной самоуправленческой деятельности».

Третье в перечне мероприятий — «Презентация проекта городской организации ученического самоуправления «Новое поколение» по национально-патриотическому воспитанию «Соборная Украина — одна на всех как оберег» по созданию уголков национальной символики». Оно, действительно, очень ярко иллюстрирует задачи и принципы работы «ученического самоуправления». Национально-патриотическое воспитание в его неосоветском понимании становится трендовым направлением на государственном и региональном уровнях. Поэтому «ученическое самоуправление» присоединяется к его внедрению по инициативе властных институтов. Городской этап Всеукраинской детско-юношеской военно-патриотической игры «Сокол» дополняет воспитательный вектор в том же русле.

Привлекает внимание участие во Всеукраинском конкурсе сочинений «Я европеец». Интересно, о чем напишут ученики. О каких европейских ценностях вспомнят? Становятся ли они носителями этих ценностей в стенах учебных заведений города? Представленный План работы управления образования Изюмского городского совета на 2018 год не дает утвердительного ответа на этот вопрос. Весьма сомнительно, что предусмотренного круглого стола «Роль правоохранительных органов в жизни общества» (городское мероприятие для учащихся 9-11 классов в рамках Недели права на базе ИЗОШ № 4), как и всей «недели права» будет достаточно ученикам для ощущения себя европейцами.

Сайт отдела образования Изюмской районной государственной администрации информирует о проведении методической студии учителей истории 11 ноября 2017 года и методического объединения учителей истории 20 февраля 2018 года. Мероприятия были посвящены изменению приоритетов в преподавании предметов социально-гуманитарного направления. Тот факт, что учителя поднимают проблему изменения акцентов и формирования исторических и правовых компетенций, свидетельствует об осознании необходимости расширения компетенций, которые должны формироваться в процессе изучения истории. Однако не упоминают о гражданской компетентности. В то же время, именно на изучение истории в европейских государствах возлагается важная миссия в формировании гражданской компетентности, что вполне обоснованно. Поэтому, очевидно, стоит и украинским ученикам объяснять суть института гражданства и принципы его функционирования еще на примерах античной цивилизации и следующих эпох, показывать особенности борьбы за гражданские права, акцентировать внимание на различиях гражданской и подданнической культуры.

Образование в долгосрочной перспективе: возможности для развития и факторы торможения

Внедрение Концепции реализации государственной политики в сфере реформирования общего среднего образования «Новая украинская школа» требует активизации усилий в нескольких направлениях — создания сети учебных заведений и необходимой материально-технической базы учреждений, кадрового обеспечения, кардинального повышения качества обучения. Детальный анализ Раздела 1 «Анализ работы управления и учреждений образования Изюмского городского совета в 2017 году» Плана работы управления образования Изюмского городского совета Харьковской области на 2018 год дает возможность отметить определенные сдвиги в решении этих проблем и определить некоторые факторы торможения внедрения образовательной реформы.

В городе и районе достаточное количество учебных заведений. Однако, при этом, чувствуется влияние сложной демографической ситуации. Есть несколько школ с малым количеством учеников. Оптимизация учебных заведений проводится медленно. Существенная проблема для города – отсутствие нормативной базы для создания опорных школ в городах. Уменьшается численность учащихся в 10-11-х классах. Многие из этих классов остаются с универсальным профилем обучения. Не используются в полном объеме возможности вариативной составляющей. Соответственно, это не стимулирует учителей к повышению уровня педагогического мастерства.

Материально-техническая база учреждений образования постепенно обновляется. Проводятся мероприятия по энергосбережению: замена оконных и дверных блоков, перекрытия крыши с утеплением чердака, замена систем отопления. Школы получают компьютерную технику. Все образовательные учреждения подключены к сети Интернет, хотя не все учителя умеют ею пользоваться. Ощутима финансовая поддержка громады. При этом, текущие ремонты классных комнат до сих пор проводятся за средства родителей. Не оборудованы должным образом кабинеты естественных наук. На сегодня отсутствует программа укрепления материально-технической базы образовательных учреждений на длительный период, хотя ее необходимость выглядит очевидной.

Финансирование учреждений образования — один из самых актуальных вопросов. Его следует рассматривать в двух аспектах: источники поступления средств и их достаточность/недостаточность для удовлетворения текущих и будущих потребностей, а также, эффективность использования средств. Главные источники поступления средств — государственный и местные бюджеты, родительские взносы. Некоторые школы налаживают сотрудничество с международными организациями для привлечения их к участию в финансировании проектов, имеющих целью улучшение материально-технической базы. Наряду с увеличением объемов финансирования из этих источников, растут и размеры родительских взносов. Конечно, можно назвать ряд объективных причин — накопленные неудовлетворенные потребности, подорожание материалов и работ и другие. Однако есть еще и другая сторона проблемы — распределение средств и контроль за эффективным и целевым использованием.

Только 5 школ города и района разместили на сайтах финансовые отчеты. Однако они не обеспечивают прозрачности финансовой деятельности. Во-первых, в отчетах указаны только средства, поступившие от родителей. Во-вторых, отсутствуют какие-либо подтверждения достоверности информации о сумме, поскольку деньги собираются наличными. В-третьих, отсутствуют подтверждения и сумм расходов. Поэтому отсутствуют какие-либо возможности проверить достоверность информации. Ранее такие же отчеты вывешивались на досках объявлений чисто из практических соображений: чтобы просить у родителей деньги на следующие нужды, нужно как-то отчитаться за расходы собранных ранее. Размещение таких же отчетов на сайтах не изменило ничего по существу. Поэтому очевидной становится необходимость кардинального изменения не только финансовой отчетности, но и принципов распределения средств, поступающих из всех источников.

Кадровое обеспечение и качество обучения — проблемы, которые не решаются по отдельности. Около 50% педагогов — в возрасте до 40 лет. Это означает, что они имеют значительный потенциал для развития. Действующий Закон Украины «Об образовании» обеспечивает достаточно высокую степень академической свободы учителя, расширяет возможности для самообразования. В совокупности — это хорошая мотивация для самосовершенствования. Повышение престижности профессии педагога, эффективное внедрение образовательной реформы, которая должна включать в том числе и масштабную разъяснительную работу может значительно ускорить решение ряда проблем — обеспечения профессионального преподавания дисциплин, внедрения новых методик преподавания, качественного обновления педагогического состава. Соответственно, повысится и качество знаний соискателей образования.

Корни проблемы уровня знаний находятся в нескольких плоскостях — соответствия тех знаний, которые дает сегодня школа потребностям XXI века; интересного/не интересного процесса обучения; соответствия оценки уровня знаний установленным критериям и других. В упомянутом Разделе 1 отмечаются наличие высококвалифицированных педагогических кадров, результативность участия в областных этапах Всеукраинских предметных олимпиад, факт подтверждения значительным количеством учеников годового бала результатами ВНО и другие достижения. Наряду с этим ежегодно наблюдается устойчивая тенденция к снижению качественного уровня знаний выпускников школы. Ключ к решению проблемы качества образования — быстрое внедрение компетентностного подхода не только в рамках реализации Концепции «Новой украинской школы», но и для учеников, которые уже учатся.

Выводы

В современных условиях сайт — это главное средство информирования заинтересованных лиц и общественности о деятельности образовательного учреждения. В то же время, он обеспечивает хорошую возможность эффективно рекламировать учебное заведение, что крайне важно в условиях конкурентной образовательной среды. Однако учебные заведения не уделяют должного внимания вопросам информирования общественности и создания содержательных сайтов.

Проблема формирования гражданской компетентности учащихся школ пока находится на этапе актуализации, в основном, в теоретической плоскости. Неоднократные обсуждения вопросов изменения подходов и акцентов в преподавании истории, правоведения указывают на осознание учителями необходимости расширять круг компетенций, которые должны формироваться при изучении дисциплин. В практической плоскости — формирование среды для применения гражданских знаний, — сдвиги пока не происходят. Управление образования Изюмского городского совета не уделяет должного внимания вопросам внедрения гражданского образования и децентрализации управления учебными заведениями.

В городе Изюме и Изюмском районе созданы довольно неплохие стартовые условия для внедрения образовательной реформы. Однако в силу ряда объективных и субъективных факторов процесс реформирования не демонстрирует быстрых темпов. Факторами ускорения могут стать быстрое развертывание реформы на государственном и региональном уровнях, стимулирующее влияние местной власти.

Вопрос финансирования и нехватки средств для удовлетворения потребностей учебных заведений остается одним из самых острых. Ее решение требует не только увеличения поступлений, но и новых принципов их распределения и совершенствование контроля за использованием.

Рекомендации

Работа над созданием сайта учебного заведения не должна вестись по «остаточному принципу». Информирование — это одно из стратегических направлений развития учреждения. Поэтому оно требует профессионального подхода. Целесообразным выглядит закрепление соответствующих должностных обязанностей за работниками с обязательным предварительным обучением и оплатой труда.

Управлению образования Изюмского городского совета стоит доработать План работы управления образования Изюмского городского совета Харьковской области на 2018 год в сторону усиления стратегической составляющей. Пункты Раздела 2 целесообразно существенно конкретизировать, определить меры по их реализации. Также необходимыми выглядят дополнения относительно децентрализации управления учебными заведениями, создание системы органов самоуправления и внедрения гражданского образования.

Школам со следующего учебного года следует уделить основное внимание внедрению компетентностного подхода не только в рамках реализации Концепции «Новой украинской школы», но и для учеников 2-11 классов. В частности, речь идет о «граждановедческой переориентации» в преподавании предметов социально-гуманитарной направленности.

В финансовых отчетах учебных заведений должна быть представлена ​​информация о поступлении средств из всех источников. Суммы поступлений и расходов должны быть подтверждены соответствующими документами. Управлениям образования необходимо разработать стандартную форму финансового отчета.

Вопрос о распределении финансовых ресурсов, поступающих из всех источников должен решаться коллегиальным органом самоуправления учебного заведения с участием всех заинтересованных сторон.

Свитлана Топалова, Виталий Носачов

Аналитический центр «Обсерватория демократии»

Материал подготовлен при поддержке Европейского Фонда за Демократию (EED). Содержание публикации не обязательно отражает точку зрения EED и является предметом исключительной ответственности Аналитического центра «Обсерватория демократии»