Сайты партий накануне местных выборов-2020 | АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР «ОБСЕРВАТОРИЯ ДЕМОКРАТИИ»

Сайты партий накануне местных выборов-2020

Увеличение доли пользователей интернета в Украине до 71%, в совокупности с «карантинным» фактором последних месяцев, стимулирует диджитализацию публичной политики и предвыборной борьбы. Далеко не все избиратели зарегистрированы в соцсетях и ищут там информацию о политических субъектах, а чаще используют для этого поисковые системы, попадая на сайты партий. В преддверии местных выборов-2020, Аналитический центр «Обсерватория демократии» исследовал сайты популярных на Харьковщине партий и уровень их юзабилити — удобство, простоту использования, полезность для избирателей.

Популярность партий у харьковских избирателей

Для анализа были отобраны сайты тех партий, которые, с высокой вероятностью, примут участие в будущих местных выборах и популярны среди харьковских избирателей. Это – как некоторые партии, представленные в Верховной Раде, так и недавно созданные «именные» партии известных харьковских политиков. А также — те, которые не набрали необходимого для прохождения количества голосов в парламентскую кампанию, но своей активностью последних месяцев наглядно демонстрируют подготовку к местным выборам, а их поддержка в регионе растёт.

«Порог» популярности определим в 5%: проанализируем сайты тех партий, которые набирают больше этого показателя в Харькове, по результатам последних соцопросов. Хотя критерий формальный и условный, для наших целей он вполне работает: нам нужно определить, сайты каких партий харьковчане ищут в интернете чаще всего.

Источник: «Шосте всеукраїнське муніципальне опитування» (повна версія), сайт Соціологічної групи «Рейтинг».

По результатам «Шестого всеукраинского муниципального опроса» от Социологической группы «Рейтинг», опубликованного 15 апреля, из предложенного списка партий 5%-й барьер популярности у харьковчан, имеющих намерение голосовать, преодолевают «Слуга народа» и «Оппозиционная платформа-За жизнь», а «Партия Шария» набирает ровно 5%. С учётом указанной в исследовании погрешности для городов +- 3,5%, шансы на повышение симпатий харьковского электората имеет не только «Партия Шария», но и те, которые набрали меньше 5%, но больше 2%: «Европейская солидарность», «Батькивщина», «Оппозиционный блок», «Сила и честь», «Голос».

О популярности партий у харьковских избирателей можно судить и на основании опроса, проведённого Киевским международным институтом социологии и опубликованного 11 июня, хотя вопрос в нем ставился не о местных выборах, а о возможном голосовании на выборах в Парламент.

Источник: «Рейтинги підтримки політичних лідерів і партій: травень-червень 2020 року». Сайт Київського міжнародного інституту соціології.

В Восточный макрорегион здесь включены Харьковская область и подконтрольные Украине части Луганской и Донецкой. Погрешность для показателей, близких к 5%, установлена на уровне 0,8%. Партий, рейтинг которых перешел бы 5%-й барьер, если добавить погрешность к набранным ими процентам, не выявлено. Как и в предыдущем опросе, наиболее популярными у харьковчан оказались «Слуга народа»,  «ОПЗЖ» и «Партия «Шария». Больше 5%, хотя и незначительно, набрали «Европейская солидарность», «Батькивщина» и «Голос». А вот «Оппоблок» и «Сила и честь» — существенно меньше.

В обоих опросах 5%-й барьер популярности у харьковских избирателей преодолевают «Слуга народа», «ОПЗЖ», «Партия Шария», «Европейская солидарность», «Батькивщина» и «Голос», которые и проанализируем.

С учётом недавнего анонсирования Геннадием Кернесом намерения идти на местные выборы со своим созданным осенью  «Блоком Кернеса – Успешный Харьков!», возьмём для анализа  также эту партию харьковского мэра. И созданную в апреле именную партию Юлии Светличной «Блок Світличної «Разом!»

Источник: «Шосте всеукраїнське муніципальне опитування» (повна версія), сайт Соціологічної групи «Рейтинг».

По результатам уже упоминавшегося опроса группы «Рейтинг», популярность партии Кернеса в Харькове достаточно высока  — намерение голосовать за неё высказали 26% респондентов. А партия Светличной хотя ещё не отображалась в доступных общественности соцопросах, но, с учётом результата экс-губернатора 77,55%  на промежуточных выборах в 179-м округе в марте 2020 года, можно предполагать её высокую популярность и в случае участия в местных выборах, особенно в области.

Сайты партий: открытость и интерактивность

Перед местными выборами «диджитализированного» харьковского избирателя, вероятнее всего, могут заинтересовать вопросы: есть ли у партии свой сайт, представлена ли на нём региональная харьковская страница с контактами и местными новостями, в чём заключается цель и программа партии, каков устав партии, публикуются ли финансовые отчёты о её деятельности, что полезного делает партия в стране и в регионе, есть ли ссылки на страницы партии в соцсетях и интернет-каналах, а также – кто из известных публичных политиков входит в состав партии и как в неё вступить, при желании.

Для журналистов и общественных организаций важна возможность интерактивной коммуникации с партией, наличие качественных фото-видеоматериалов, официальная позиция партии по актуальным вопросам. А для местных партийных активистов, кроме того, желательно размещение на сайте агитационной продукции с возможностью скачивания.

В целом, эти запросы пользователей касаются содержательной части партийных сайтов, а их наличие/отсутствие позволяет сделать выводы об уровне открытости и интерактивности партий.

Сайт «Партии Шария» — интерактивный и ориентирован на регионального избирателя: имеются страницы местных представительств с контактами (ссылки на них размещены как в главном меню, так и на главной странице в специальном отделе). На региональных страницах есть интерактивная связь (городские чаты и Telegram-каналы), а также – актуальные новости о деятельности местной партячейки. Общий раздел «Новости» на главной странице группирует их по областям. Также на этой странице размещено окно общего интерактивного чата с возможностью задать вопрос и получить ответ онлайн.

Все официальные документы партии на сайте размещены. Правда, их придётся поискать: ссылки на Устав и финотчётность — не в главном меню, а в конце страницы мелкими буквами, а на Программу – в специальном отделе главной страницы «Про партию» (чтобы его найти, надо прокрутить страницу до середины).

На региональных страницах имеются подробные пояснения о вступлении в партию: что это нужно делать офлайн, с предоставлением паспортных данных, письменным заявлением и получением членского билета, и почему представленная на сайте возможность «вступить в команду» и получить электронную «карту партии» — ещё не значит стать членом партии официально.

Полезность сайта для местных активистов повышает наличие раздела «Поддержи нас», где в подразделе «Лого/Брендбук» размещена атрибутика и агитационная продукция (в том числе – для соцсетей) с возможностью скачать и распечатать. Также есть коммерческий раздел, где можно купить одежду с символикой партии.

Сильный акцент в содержании сайта делается на культивирование командного духа, привлечение молодежи и создание атмосферы включённости в деятельность: есть специальный раздел «Sharij Team» с вакансиями, одной из главных целей поставлена формирование сообщества, а в «шапке» и в начале главной страницы крупные значки-ссылки приглашают вступить в команду.

Децентрализованная структура партии и ориентация на регионы явно прослеживается на сайте, что в разрезе местных выборов – очевидный «плюс». Однако, при попытке найти контакты центрального офиса партии это оборачивается в «минус»: ссылок на него нет, а на странице киевского представительства (которое можно предполагать как центральное) размещён только мобильный телефон руководителя и честно сообщается, что помещение для офиса пока не найдено.

Сайт «Слуги народа» даёт представление о задачах и целях партии, содержит Программу, Статут и финотчётность. Доступна интерактивная связь: возможность общения через чат-бот в Telegram, на который даётся ссылка. Есть ссылки на официальные страницы партии в соцсетях и интернет-каналах.

Однако с точки зрения харьковского избирателя отмечается существенный недостаток: отсутствует региональная ветвь сайта и контакты местной ячейки, соответственно – нет возможности быстро связаться с областным руководством, и отсутствуют новости о деятельности партии на Харьковщине. Страниц ячеек других областей также нет, — в разделе «В регионах» появилась только информация о назначенных руководителях некоторых областных ячеек.

Также нет специального раздела с пояснением, как вступить в партию, информацию об этом надо искать в Уставе. Однако в главном меню создан раздел «Присоединиться», в котором надо заполнить большую форму и внести свои данные. Создаётся обманчивое впечатление, что таким образом гражданин вступает в партию. Но на самом деле, членом партии можно стать только офф-лайн, с подачей письменного заявления в офис и другими формальностями. С точки зрения заинтересованного избирателя было бы целесообразно вынести информацию о вступлении в партию в особый подраздел на сайте.

В разделе «Новости» у «Слуги народа» всего одна публикация за последний месяц – о назначениях руководителей областных ячеек. Предыдущие новости датируются июлем 2019-го. В разделе «Дайджест» более свежие сообщения, и в течение года наполняемость более-менее регулярная. Но за текущий месяц также нет новостей, — последняя датируется 30-м апреля. А свежие новости партия размещает в разделе «Блог», что с точки зрения пользователя не очень удобно: вряд ли обращают внимание на этот раздел в первую очередь, — обычно предполагается, что он содержит авторские страницы лидеров партии или экспертов.

Сайт партии «Батькивщина»  содержит большинство необходимой избирателю информации, насыщен актуальными новостями с фото и видео, даёт представление о деятельности фракции в парламенте и партии – в регионах. Однако, новости за последний месяц представлены только из некоторых регионов, информация о деятельности в Харькове – отсутствует. Отдельной страницы харьковской партячейки также нет. Тем не менее, на сайте в разделе «Партия» имеется подраздел «Региональные ячейки» (продублирован в разделе «Общественная приёмная»), в котором можно найти оффлайн-контакты харьковского офиса – телефон и имя руководителя, а также пресс-службы, адрес, электронную почту.

Программа и Устав партии сразу в глаза не бросаются, но их легко найти в разделе «Партия». А вот финансовой отчётности на сайте не обнаружилось. «Плюс» — то, что в «шапке» сайта есть ссылки на страницы партии в соцсетях (и они дублируются в «подвале», вместе с контактами центрального офиса), а «минус» — что нет функций интерактивной связи и агитпродукции, которую можно скачать. Цели и задачи партии не отображаются на видном месте, их надо искать в документах. В то же время, есть подробная информация о руководстве и депутатах фракции, с биографиями и фото, а также – доступная и легко находимая информация о вступлении в партию, с пояснением и формой предварительной записи в офис.

Сайт партии «Голос» хоть и содержит партийную документацию, но найти её довольно сложно (кроме Программы, которая – в главном меню): финотчёты «спрятаны» в раздел «Контакты», а Устав – в раздел «Программа». Есть информация о руководстве партии и депутатах фракции с фото и биографиями, ссылки на страницы в соцсетях. Агитационные материалы можно скачать, но эта страница обнаруживается только в общих поисковых системах, в меню сайта её нет. Функция интерактивной связи на сайте не предусмотрена. Цели и задачи партии на главной странице не указаны, о них можно узнать, только изучив уставные документы.

Существенный недостаток для харьковского избирателя (особенно – не имеющего аккаунта в Facebook) – то, что на сайте нет региональной ветви: в разделе «Осередки» предлагается перейти по ссылке на харьковскую страницу в Facebook. Но даже если избиратель пользуется этой соцсетью, свежих новостей о деятельности партии в регионе он там не обнаружит, — последние датируются мартом. Оффлайн-контактов харьковской ячейки на сайте также нет, размещены только контакты центрального киевского офиса. В главном меню есть большая кнопка «Присоединиться», создающая, как и у некоторых других партий, впечатление, что это – вступление в партию. Однако это не так, а пояснений об этом, равно как и об условиях членства в партии, нет.

Сайт «Европейской солидарности» для харьковского избирателя выгодно отличается тем, что имеет развитую страницу харьковской партийной ячейки. Она наполнена новостями о деятельности партии в регионе, содержит раздел «Контакты» с адресом, телефоном и почтой харьковского офиса. Причём, на неё легко зайти как из главного меню, так и используя большую интерактивную карту на главной странице сайта и нажав там на Харьковскую область. В целом, содержание сайта насыщенное и полезное: есть Статут, финотчётность, актуальные новости, ссылки на страницы партии в соцсетях.

Однако существенный недостаток обнаружился в том, что раздел «Программа» не работает, выдавая ошибку 404. Возможно, это временная техническая проблема, но с Программой партии ознакомиться возможности нет.

Среди недостатков содержания сайта – отсутствие целей и задач партии на видном месте (их надо искать в Статуте и Программе, и не все пользователи об этом знают), возможности интерактивной связи (есть только адрес электронной почты и телефон офиса), а также —  условий вступления в партию. Нет отдельной страницы с информацией о лидерах, их биографиями и фото (информацию придётся искать в разделе «Фракция», где перечислены все нардепы от партии, но фото и биографий и там нет).

Сайт «Оппозиционной платформы-За жизнь» отличается наполненностью актуальными новостями и комментариями лидеров к актуальным проблемам. Программа, Устав, финансовые отчёты представлены. Однако о миссии партии на главной странице информации нет, её надо искать в партийных документах. Информация о лидерах есть, но нет их фото и биографии в соответствующем разделе.

Существенное неудобство для харьковских избирателей – отсутствие региональной страницы на сайте (у других областей таких страниц тоже нет, а в профильном разделе «Региональные офисы» – сообщение, что он «в разработке»). А значит – нет и контактов харьковских городской и областной партячеек, хотя в оффлайне они давно работают. Региональные новости приходится искать в общей новостной ленте.

Возможность интерактивной связи на сайте отсутствует, есть только адрес электронной почты главного офиса и телефон пресс-службы. Ссылок на официальные аккаунты партии в соцсетях и интернет-каналах также нет. Процедура вступления в партию не разъясняется. И, как у некоторых других, присутствует раздел «Присоединиться» с короткой формой регистрации, создающий обманчивое впечатление о вступлении в партию таким образом. Эти особенности снижают уровень открытости партии для харьковчан и полезность сайта для избирателей.

Что касается партий «Блок Кернеса – Успешный Харьков» и «Блок Светличной – Разом!», их сайты обнаружить не удалось.

Уровень юзабилити партийных сайтов

Юзабилити – это принятая при анализе сайтов мера, оценивающая степень удобства сайта, его простоту, привлекательность и полезность для пользователей. Параметрами оценки выступают структура сайта и доступность важной информации, дизайн, навигация, скорость загрузки. Параметры включают по несколько критериев разной степени объективности, по которым делается оценка, а после – общие выводы об уровне юзабилити сайта.

Оценка юзабилити носит определённый элемент субъективизма, поскольку восприятие разных пользователей может отличаться: они имеют разный уровень навыков работы с сайтами и вкусы относительно цветовой гаммы и графики. Тем не менее, большинство анализируемых критериев – объективны и не зависят от индивидуального восприятия, поэтому общие выводы об уровне юзабилити сайта сделать на их основании можно.

Для оценки уровня юзабилити партийных сайтов используем условную шкалу в 1-3 балла: за соответствие всем критериям по каждому параметру начисляем 3 балла, за преимущественное соответствие (наличие недостатков по меньшинству критериев) – 2, за недостатки по большинству критериев – по 1-му баллу.

Юзабилити сайта «Слуги народа» — на высоком уровне. Сайт удобный, интуитивно понятный, современного и яркого дизайна с приятным цветовым оформлением в изумрудных тонах (травянистый желтовато-зелёный оттенок остался в прошлом) и крупными кнопками навигации. Он соответствует почти всем критериям, при этом отличается интерактивностью: содержит ссылки не только на страницы партии в других интернет-ресурсах, но и на чат-бот в Telegram.

Проблему с точки зрения удобства представляет то, что актуальные новости размещаются в разделе «Блог» (на который пользователь редко обращает внимание), а в разделе «Новости» — преимущественно устаревшая информация. Это не отвечает критерию соответствия названия/содержания разделов, относящегося к параметру дизайна сайта. С позиции этого же критерия выглядит сомнительным уже упоминавшийся раздел «Присоединиться», который создаёт ложное впечатление о возможности онлайн-вступления в партию.

Сайт «Партии Шария» — креативный, современный, ориентированный на регионы и молодежь. Дизайн яркий и привлекательный, насыщенный качественными графическими элементами. Название страниц понятны и отображают содержание.

Однако непохожая на другие партийные сайты структура иногда идёт во вред удобству пользования. Чтобы понять логику размещения информации и найти важную, необходимо потратить некоторое время, существенно превышающее 3 секунды (это время считается желательным с точки зрения юзабилити). Так, чтобы обнаружить Устав и финотчётность, надо прокрутить страницу до конца (и ссылки на них – мелкими неприметными буквами), а, как известно, это делает меньшинство пользователей. Программа также отсутствует в главном меню, — для её обнаружения надо прокрутить страницу до середины (отдел «Про партию»). Таким образом, важные документы сразу в глаза не бросаются, а при взгляде на «шапку» складывается впечатление, что партия уделяет много внимания продаже одежды с логотипами – ссылка на раздел «Купить мерч» — в главном меню, и подобный подраздел продублирован в разделе шапки «Поддержи нас».

Несомненным преимуществом оформления главного меню для харьковского избирателя (как и избирателей других регионов) выступает то, что в нем на первом месте – раздел «Представительства», в котором легко ищется страница региональной ячейки. Такой же раздел дублируется ниже, на главной странице, и снабжён крупными значками.

Навигация по сайту удобная и одинаковая на всех страницах: несмотря на то, что по ссылкам страницы открываются в отдельных окнах, на каждой в «шапке» размешается кликабельное главное меню и логотип, через который можно вернуться на «Главную». Ссылки выделяются как цветом, так и специальными «окнами».

У сайта «Батькивщины» — одна из самых простых, логичных и понятных структур, ссылки на все разделы и подразделы вынесены в главное меню, благодаря чему нужная информация находится мгновенно, действительно в течении трёх секунд.

Дизайн строгий и лаконичный, но креативностью и яркостью не отличается. «Кнопки» разделов снабжены стрелками для облегчения поиска, но мелковаты. Элементы управления расположены ранжированно, названия страниц соответствуют содержанию, графика простая, а цветовые решения ненавязчивые, что позволяет сконцентрироваться на содержании. Навигация удобная, через кликабельный логотип, присутствующий на всех страницах сверху, легко вернуться на «Главную», а через основное меню, которое также отображается на «подчинённых» страницах – в нужный раздел. Несоответствия названия/содержания разделов не обнаружено.

Для избирателей в регионах удобнее было бы вынести ссылку на страницу «Региональные ячейки» в главное меню (а не скрывать в подраздел «Партия», как и предвыборную программу) и создать отдельные страницы с новостями и контактами каждой областной ячейки.

Структура сайта «Европейской солидарности» интуитивно понятна пользователю, а для удобства избирателей в регионах создана интерактивная карта, по которой можно перейти к региональным ячейкам. Но важная информация о партии (в частности, Программа и Статут) «спрятаны» в разделе «Партия», который, к тому же, стоит в главном меню на пятом месте, после новостей, фото и т.д. А отдельный раздел о лидерах и заметные элементы с миссией партии не представлены.

Дизайн сайта характеризуется соответствием названий разделов содержанию. Ориентироваться на сайте легко, графика простая и доступная, элементы управления расположены логично. Но визуальное оформление не отличается креативностью: фон — белый, не привлекающий внимания, логотип на этом фоне выглядит сиротливо, значки и шрифты разделов мелкие, а чтобы обнаружить карту с региональными ячейками, нужно прокрутить страницу. К тому же, карта просто синего цвета, оригинальности в её оформлении не наблюдается.

Навигация по сайту в целом неплохая, логотип кликабельный на всех страницах и можно вернуться на «Главную», нажав на него. Меню первого уровня представлено на большинстве страниц (кроме региональных, которые открываются в отдельных окнах). Вызывают вопросы расположение разделов в основном меню (удобнее было бы поставить на первое место раздел о партии), а также «спрятанность» важной информации в подразделы. Кроме того, в «подвале» сайта не дублируются главные разделы и контакты, что считается недостатком юзабилити.

У «Оппозиционной платформы-За жизнь» структура сайта интуитивно понятна, есть главное меню с разделами, которое сразу бросаются в глаза, новости представлены упорядоченно, под различными рубриками и в целом — на главной странице. С любой страницы можно вернуться на главную, нажав на логотип в левом углу, и даже указывается путь, проделанный пользователем по страницам сайта – так называемые «хлебные крошки», по которым можно вернуться на одну из предыдущих страниц. Среди недостатков по параметру «навигация» – отсутствие дублирования главных разделов в «подвале» сайта и значков-ссылок на страницы партии в соцсетях и интернет-каналах.

В дизайне есть некоторые недостатки: в главное меню вынесен раздел «Мирный план», содержащий стратегию партии по урегулированию ситуации на Донбассе. Также есть раздел «Инициативы» с депутатскими обращениями и законопроектами от партии. Вряд ли обычный пользователь первым делом ищет именно эту информацию. А та, что ему нужнее (Программа, лидеры, региональные ячейки и т.д.) «спрятана» в разделе «Партия» и требует более 3-х секунд для поиска. И также есть проблема неясного содержания раздела «Присоединиться».

На сайте «Голоса» структура — понятна, в главном меню сразу обнаруживаются важные с точки зрения регионального избирателя разделы – «Программа» и «Осередки». Однако дизайнерские решения и навигация вызывают много вопросов.

Прежде всего, бросается в глаза несоответствие названий некоторых разделов их содержанию. В разделе «Осередки» пользователь ожидает увидеть контакты и страницы региональных ячеек, а получает ссылки на их Facebook-страницы, где, к тому же, нет актуальных новостей. В разделе главного меню «Программа» почему-то, кроме собственно программы партии, находится её Устав. А попытка найти финотчёты с главной страницы может закончиться провалом, если не пролистать все разделы и не обнаружить, что они размещены в разделе «Контакты». В раздел «Новости», кроме собственно новостей, помещена ссылка на документ под неясным названием «Стратегия холодной деоккупации». Открыв его, становиться понятно, что это программный документ по мирному урегулированию на Донбассе. Но логичнее было бы разместить его в спецразделе партийных документов, вместе с Программой и другими, а не в разделе новостей.

Агитпродукция вроде бы содержится на сайте, её можно найти из поисковых систем. Но сделать то же самое с главной страницы сайта не представляется возможным по какой-то причине. Дизайн главной страницы также сомнительный: хотя цветовые решения и графика не раздражающие и ориентироваться на ней легко, но на странице много пустого места под презентационным обращением с фото Святослава Вакарчука. А сам текст обращения, как и размещённые на странице ссылки, выполнены мелким шрифтом и не привлекающим внимание тёмным цветом. Дублирования главного меню в «подвале» сайта нет. А контакты партии сложно найти – они расположены на главной странице внизу слева, притом оформлены мелко и бледно.

Выводы

Согласно Закону «О политических партиях в Украине», партия не обязана создавать собственный сайт. Тем не менее, у большинства из них (в том числе – популярных в Харькове) он есть. Наличие сайта повышает уровень открытости партии, улучшает коммуникацию внутри партийной структуры и с избирателями, способствуя информированности о деятельности партии, а также отвечает актуальной тенденции диджитализации политических процессов.

Созданные под местные выборы «именные» партии Геннадия Кернеса и Юлии Светличной, в отличии от других партий с высоким рейтингом в Харькове, своих сайтов не имеют. Такая ситуация с партией Светличной может объясняться коротким сроком с момента её перерегистрации (партия была переименована и стала ассоциироваться со Светличной в апреле): возможно, сайт пока не успели создать. А Геннадий Кернес, хотя и зарегистрировал свою партию ещё осенью, создавать сайт не спешит, несмотря на свою приверженность идее диджитализации и недавнему заявлению о планах идти на местные выборы именно с этой партией.

Есть вероятность, что сайты этих партий так и не будут созданы, — их лидеры небезосновательно могут предполагать способность завести в органы местного самоуправления «своих» людей, опираясь только на собственную популярность, без масштабного партийного интернет-строительства, а партию используя в качестве бренда и атрибута формального соблюдения требований Избирательного кодекса. К тому же, как изменятся эти требования к октябрю, сейчас не до конца понятно, а для местных политиков процесс предвыборного самоопределения на сегодняшний момент не завершён.

Из проанализированных партийных сайтов наибольшую готовность к местным выборам на Харьковщине демонстрируют те, которые имеют развитые региональные страницы с контактами, освещают свою деятельность в городе и области, имеют функции коммуникации с местными избирателями. В этом отношении выделяются «Евросолидарность» и «Партия Шария». Менее нацелены на регионального избирателя сайты «Батькивщины» и «ОПЗЖ». И совсем мало региональной информации дают сайты «Слуги народа» и «Голоса».

По уровню открытости, интерактивности и полезности для избирателя на высоком уровне —  сайты «Слуги народа» и «Партии Шария». «Батькивщина», «Евросолидарность» и «Голос» имеют средние показатели, а самые низкие — у «ОПЗЖ». По показателям юзабилити в лидерах – снова «Слуга народа» и «Партия Шария». Чуть менее «юзабильным» воспринимается сайт «Батькивщины», ещё менее – «Евросолидарности» и «ОПЗЖ», а сайт «Голоса» выглядит проблемным в плане навигации и дизайна.

Полученные результаты, в целом, отображают уровень активности партий офф-лайн в Харьковском регионе, за исключением результатов «ОПЗЖ»: в силу своей ориентированности на электорат старшего возраста, активность партии в городе и области значительно превышает степень её освещения на сайте.

Аналитический центр «Обсерватория демократии».

Материал подготовлен в рамках проекта «Promoting Democratic Elections in Eastern Ukraine», который реализуется при финансовой поддержке Национального фонда в поддержку демократии (NED). Содержание публикации не обязательно отражает точку зрения NED и является предметом исключительной ответственности Аналитического центра «Обсерватория демократии».