Реформа образования и формирование гражданской компетентности: дискуссия в Краматорске | АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР «ОБСЕРВАТОРИЯ ДЕМОКРАТИИ»

Реформа образования и формирование гражданской компетентности: дискуссия в Краматорске

29 марта в Краматорске в «Антикризисном медиа-центре» состоялась дискуссия на тему «Реформа образования и формирование гражданской компетентности», проведенная Аналитическим центром «Обсерватория демократии» при финансовой поддержке Европейского фонда за демократию (EED) и Правительства Канады. В обсуждении особенностей внедрения образовательной реформы на национальном и региональном (на примере Донецкой области) уровнях приняли участие эксперты, представители общественных объединений, СМИ.

Образовательная реформа: возможности и ограничения

Эксперт Аналитического центра «Обсерватория демократии» Светлана Топалова в своем докладе сосредоточила внимание на трех ключевых вопросах:

  • инструменты и возможности для формирования гражданской компетентности, которые содержит Закон Украины «Об образовании»;
  • задачи и потребности гражданского образования для прифронтового региона;
  • динамика внедрения образовательной реформы на уровне Донецкой области.

Закон Украины «Об образовании», по словам Светланы Топаловой, прописывает лишь отдельные теоретические принципы, необходимые для формирования гражданской компетентности. В частности, он содержит перечень компетенций, которыми должны обладать школьники: это, в первую очередь, понимание содержания гражданских прав человека, принципов демократии, справедливости, равенства. Между тем, процесс формирования гражданских компетенций предполагает наличие двух взаимосвязанных составляющих: дисциплин, цель которых — предоставить необходимые теоретические знания и, что не менее важно, среды их практического применения.

Именно отсутствие надлежащей среды и соответствующих условий для формирования и усвоения навыков гражданской компетенции — одно из главных препятствий для эффективной реализации инструментов гражданского образования, предусмотренных Законом Украины «Об образовании», резюмировала эксперт.

Для прифронтового региона, подчеркнула Светлана Топалова, проблема гражданского образования особенно острая, учитывая следующие факторы:

  • «Постсоветское» состояние регионального политического сознания жителей прифронтового региона, которе, безусловно, трансформируется, однако преимущественно остается «архаичным».
  • Донецкая область имеет наибольшее количество ВПО — около 530 тыс. человек. И именно переселенцы, по словам эксперта — важный ресурс реинтеграции, которые могут стать носителями демократических ценностей на освобожденных территориях.
  • На данный момент на неподконтрольных территориях увеличивается количество учеников, которые хотят получить украинское образование. Уже работают 5 базовых школ (в Краматорске, Мариуполе, Славянске, Бахмуте, Покровске), где созданы отдельные классы дистанционного образования для учащихся с неподконтрольных территорий. Это, по словам Светланы Топаловой — также важный ресурс реинтеграции, который можно и необходимо задействовать уже сейчас.

На уровне Донецкой области, отметила эксперт, главные составляющие внедрения образовательной реформы содержит Проект региональной программы «Образование Донетчины в европейском измерении 2017-2020 гг.». Основные шаги ее первого этапа — проведение образовательного эксперимента по обучению первоклассников по новой методике, создание инклюзивной образовательной среды, создание опорных школ.

Сфера функционирования учебного заведения, которой реформирование не коснулось вообще, согласно выводам эксперта — внедрение самоуправления. По словам Светланы Топаловой, не только в украинских школах, но и университетах отсутствуют как традиции самоуправления, так и адекватное представление о его сущности.

Анализ информации по самоуправлению на сайтах школ, рассказала Светлана Топалова, продемонстрировал, что его представленная модель — это подчиненные администрации исполнительные органы, которые в большинстве случаев названы министерствами. Однако при этом, именно подобная совокупность исполнительных органов, которые, помимо обеспечения выполнения планов, наделены «полномочиями» ходатайствовать перед администрацией, называется «системой органов самоуправления».

Подводя итоги, Светлана Топалова выделила следующие специфические проблемы Донецкой области в процессе внедрения реформы образования:

  • Рискованность создания опорных школ и вложения в них финансов в населенных пунктах вблизи линии разграничения (в «серой зоне»);
  • Разделенность некоторых городов и поселков на части линией разграничения (это создает проблему формирования образовательного округа, обеспечения территориальной доступности опорной школы);
  • Необходимость усиленной идеологической работы, концентрации внимания на украиноведческих предметах и гражданском образовании в прифронтовом регионе, для того чтобы уменьшить влияние идеологии «русского мира»;
  • Необходимость создания центров дистанционного обучения для школьников с неподконтрольных территорий, готовых сдавать ВНО в Украине, и поступать в украинские вузы. Эти центры создаются, в том числе на базе опорных школ и требуют выделения дополнительных финансов.

Формирование гражданской компетенции: какими должны быть практические шаги?

Вопросы и комментарии участников дискуссии касались в первую очередь практических шагов, нацеленных на формирование гражданской компетенции. Алена Кучерук, представитель коворкинга «FreeUA — креативное пространство», рассказала о собственном опыте и попытке изменить подход к образованию в целом путем развития школьного предпринимательства. Однако, добавила она, главная проблема заключается в том, что пока этот процесс осуществляется «вслепую». Поэтому, по ее мнению, существует большой запрос на аналитические материалы, которые бы изучали подобный опыт других стран и, исходя из этого, предлагали наиболее эффективные инструменты для Украины.

Алена Кучерук также рассказала, что одна из сложностей, с которой она столкнулась в процессе внедрения школьного предпринимательства — это «закрытость» школ. В большинстве случаев, отметила она, для того чтобы провести хотя бы мини-тренинг в школе, необходимо собрать множество различных разрешений.

Глава общественной организации «Антикризисный медиа-центр» Марина Недоруба обратила внимание на не менее важную проблему. По ее словам, существует значительный запрос на гражданское образование для учителей, которым, добавила она к тому же, не хватает творческого потенциала, даже несмотря на повышение заработной платы. С другой стороны, подчеркнула Марина Недоруба, частично ответственность за существующее положение вещей несут и сами родители, которые воспринимают учителя как работника, «который должен» (научить их ребенка читать, считать и т.д.), а не как носителя определенных ценностей.

Комментируя этот вопрос, директор Аналитического центра «Обсерватория демократии» Виктория Шевчук определила базовые институционально-ценностные принципы гражданского образования. По ее словам, основные черты гражданина, с одной стороны – свобода и умение ее отстаивать, а с другой — готовность брать на себя ответственность. Современная западная образовательная система и система государственных институтов, в целом, ориентированы именно на поддержание этого баланса свободы и ответственности.

Светлана Топалова в ответ на вопрос Марины Недорубы отметила, что действительно, можно констатировать наличие определенного «молчаливого согласия» между учителями и родителями сопротивляться формированию гражданских навыков и компетенций у школьников. Однако, по ее мнению, важно апеллировать именно к активному критически мыслящему родительскому меньшинству. Эта активная родительская общественность и должна стать основным инициатором изменений и источником давления на учителей и администрации школ.

Опубликовано на портале «Громадський простір»

Дискуссия проведена в рамках проекта, реализуемого при финансовой поддержке Европейского Фонда за Демократию (EED) и Правительства Канады