Реформа образования и формирование гражданской компетентности: дискуссия в Изюме | АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР «ОБСЕРВАТОРИЯ ДЕМОКРАТИИ»

Реформа образования и формирование гражданской компетентности: дискуссия в Изюме

10 апреля в Изюме в Изюмском региональном центре профессионального образования состоялась дискуссия на тему «Реформа образования и формирование гражданской компетентности», проведенная Аналитическим центром «Обсерватория демократии» при финансовой поддержке Европейского фонда за демократию (EED) и Правительства Канады. В мероприятии по обсуждению особенностей процесса реформирования системы образования и формирования гражданской компетентности как одной из ключевых задач внедрения реформы приняли участие эксперты, преподаватели, методисты, представители общественных объединений, органов государственной власти и местного самоуправления.

Во вступительном слове участников дискуссии поздравил Александр Соловей, заместитель директора по учебно-производственной работе ГОЗ «Изюмский региональный центр профессионального образования», рассказав об образовательных и профессиональных возможностях, предлагаемые заведением, и особенностях его учебной работы.

В ходе дискуссии эксперты Аналитического центра «Обсерватория демократии» Светлана Топалова и Виталий Носачов представили результаты анализа внедрения образовательной реформы на уровнях Харьковской области и Изюмского района.

Закон Украины «Об образовании»: инструменты и возможности для формирования гражданина?

Доклад Светланы Топаловой был посвящен инструментам и возможностям для формирования гражданской компетентности, предусмотренные новым Законом Украины «Об образовании». По ее словам, этот закон должен запустить системную реформу образования. Тем не менее, пока идеологи образовательной реформы, эксперты преимущественно акцентируют внимание на ожидаемых позитивах от реализации Концепции «Новой украинской школы», предусмотренной Законом для будущих первоклассников, оставляя без внимания перспективы для детей, которые уже учатся.

Именно поэтому, подчеркнула Светлана Топалова, важно разобраться, какие возможности дает действующий закон для изменений в учебном процессе и в жизни учебного заведения уже сейчас, какие предлагает пути формирования гражданской компетенции среди сегодняшних учеников, какие существуют возможные пути ускорения внедрения образовательной реформы.

Эксперт рассказала, что Законом Украины «Об образовании» предусмотрено внедрение компетентностного подхода, который включает не только процесс получения необходимых теоретических знаний, но и овладение важными для современной жизни практическими навыками. Поэтому особое значение для эффективного процесса внедрения образовательной реформы приобретает необходимость формирования соответствующей среды для практического применения полученных навыков.

В связи с этим, отметила Светлана Топалова, возникает проблема становления института самоуправления в качестве практического инструмента, который должен предоставить учащимся возможность применить навыки гражданской компетенции, почувствовать практическую пользу гражданского образования «в действии». По словам эксперта, Закон Украины «Об образовании» предоставляет возможность для каждого учреждения разработать собственную модель самоуправления, что, конечно, является положительным моментом. Однако, добавила она, главная проблема заключается в том, что сейчас среди учеников, родителей и учителей отсутствует даже понимание подлинных функций и назначения института самоуправления. Привычные представления о самоуправлении ограничиваются исполнительными функциями — «выполнить поручение или указания учителей/администрации».

Подводя итоги доклада, эксперт отметила, что в существующем состоянии украинские образовательные учреждения не выполняют миссии формирования гражданской компетентности, воспитания грамотного гражданина, избирателя и т.д. Поэтому инструменты и возможности, предусмотренные Законом Украины «Об образовании», только намечают определенные начальные шаги для «исправления» этой ситуации.

Образовательная реформа на Харьковщине: в лидерах — направление инклюзивного образования

Анализируя процесс реформирования системы образования Харьковской области, Светлана Топалова в первую очередь выделила эксперимент обучения первоклассников по методике LEGO, который в 2017/18 учебном году был начат Министерством образования и науки Украины в 100 украинских школах. На Харьковщине к эксперименту обучения по программе Новой украинской школы присоединились 4 школьные учебные заведения, где ученики будут учиться в соответствии с педагогической системой, которая использует модели реального мира и одновременно создает предметно-игровую среду для обучения и развития ребенка.

По словам эксперта, Харьковская область достаточно активно подключилась к развитию инклюзивного школьного образования. По мнению Светланы Топаловой, в вопросе обеспечения условий для полномасштабного внедрения образовательной реформы именно в этой сфере наблюдается наибольший прогресс. Работа по созданию условий для обучения детей с ограниченными возможностями осуществляется в двух направлениях: проведение реконструкции в действующих школах и строительство новых школ с учетом условий, необходимых для организации инклюзивного учебного пространства.

Самым слабым местом внедрения образовательной реформы, резюмировала эксперт, традиционно остается сфера ученического самоуправления. Результаты исследования сайтов 30-ти школ Харькова и районных центров области, сайтов лицеев и гимназий Шевченковского района Харькова свидетельствуют о слабости и неэффективности существующих органов ученического самоуправления, добавила она. В большинстве случаев на сайтах в разделе «ученическое самоуправление» присутствуют только схемы, иллюстрирующие структуру органов самоуправления, фотографии и перечень проектов, в которых участвуют «органы ученического самоуправления», а не планы их работы и отчеты о работе за прошедшие учебные годы.

Система образования Изюмщины: состояние и возможности для развития

Виталий Носачов представил основные выводы исследования по мониторингу современного состояния системы образования Изюмщины. Для выяснения основных направлений деятельности школ по внедрению образовательной реформы, пояснил он, была проанализирована информация на сайтах всех общеобразовательных учебных заведений Изюмского района (всего 16 учебных заведений).

Цель исследования, по словам Виталия Носачева, заключалась в том, чтобы проследить изменения в сфере формирования гражданской компетентности учащихся. Также был проведен мониторинг выполнения статьи 30 Закона Украины «Об образовании», пункт 3 которой предусматривает необходимость публикации на веб-сайтах сметы и финансового отчета о поступлении и использовании всех полученных средств.

Хотя демократия согласно европейским принципам должна начинаться со школы, как подчеркнул Виталий Носачов, результаты анализа продемонстрировали следующие тенденции:

  • сугубо формальный подход учебных заведений к вопросу информирования общественности о своей деятельности (например, только 2 из исследуемых сайтов школ содержат информацию о самоуправлении и предоставляют финансовые отчеты);
  • перечень школьных предметов не изменился в сторону дополнения граждановедческими дисциплинами; представленные планы воспитательной работы фактически не отражают гражданскую и правовую тематику;
  • учебные заведения не имеют системы действенных органов самоуправления; согласно опубликованной информации можно сделать вывод о том, что работа по разработке модели школьного самоуправления не началась.

Реалии гражданского образования в Украине: консерватизм и отсутствие «движущей силы»

Комментируя тезисы экспертов, заместитель председателя Изюмской районной государственной администрации Василий Лесик, высказал свое видение проблемы. По его мнению, утверждать, что украинские учебные заведения не содержат методик по гражданскому воспитанию и образованию — не совсем уместно, все это разработано и прописано. В этой ситуации, подчеркнул Василий Лесик стоит учитывать, что образование — это наиболее консервативная система и именно данный фактор усложняет путь ее реформирования.

С этим тезисом согласился Дмитрий Стукаленко, депутат Изюмского городского совета, подчеркнув, что особенно школы — не только консервативные, но и зависимые от администрации. Также, по его мнению, когда мы сравниваем украинские реалии с европейским опытом, стоит учитывать, что в западных странах действует принцип «человек уважает право и право уважает человека». Кроме этого, важной проблемой он выделил отсутствие «движущей силы», которая бы активно продвигала изменения в образовательной системе. Даже родительские советы, заметил он — это совещательный орган, который не имеет финансовой ответственности.

По словам Алексея Поляха, депутата Харьковского областного совета, у государства в целом нет общего видения конечных целей образования. Это, по его мнению, приводит к интеллектуальной миграции украинцев заграницу.

Александр Соловей, заместитель директора по учебно-производственной работе Государственного образовательного заведения «Изюмский региональный центр профессионального образования» прокомментировал тезис экспертов об отсутствии достаточного объема гражданской и правовой тематики в учебных планах, планах по воспитательной работе. По его словам, здесь возникает еще одна не менее важная проблема, а именно — эффективное использование тех часов, которые уже отведены на эту работу. Александр Соловей отметил, что сейчас есть даже резерв часов, но нет возможностей потратить их с пользой (можно было бы провести «школу лідера», «школу общественной активности» и т.д.).

Преподаватель ГОЗ «Изюмский региональный центр профессионального образования» Наталья Володина добавила, что особое внимание следует уделять и внешкольному образованию, поскольку сейчас молодежь не имеет альтернатив для полезного проведения досуга.

Соглашаясь с замечаниями и комментариями, в этом контексте Светлана Топалова отметила, что важный аспект данной проблемы — дети не видят связи между тем, что они изучают, и не понимают, зачем это им нужно. Именно поэтому воспитательная работа должна быть направлена на объяснение не только основных принципов, но и преимуществ гражданского образования.

Опубликовано на портале «Громадський простір»

Дискуссия проведена в рамках проекта, реализуемого при финансовой поддержке Европейского Фонда за Демократию (EED) и Правительства Канады