Права ребенка в украинской школе: порочные практики, подрывающие перспективы демократии | АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР «ОБСЕРВАТОРИЯ ДЕМОКРАТИИ»

Права ребенка в украинской школе: порочные практики, подрывающие перспективы демократии

«Пренебрежение и презрение к правам человека привело к варварским актам, которые возмущают совесть человечества» – гласит преамбула Всеобщей декларации прав человека. «Как высокое стремление людей» она провозглашает «создание мира, в котором люди будут иметь свободу слова и убеждений, будут свободны от страха и нужды». В свою очередь, Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций провозглашает «Всеобщую декларацию прав человека в качестве задачи, к выполнению которой должны стремиться все народы и все государства».

Способствовать уважению прав и свобод человека, обеспечению всеобщего и эффективного их признания и реализации призвано образование. Статья 26 (пункт 2) Всеобщей декларации прав человека прямо определяет, что «образование должно быть направлено к полному развитию человеческой личности и к увеличению уважения к правам человека и основным свободам».

Выполняя эту задачу, западные государства заложили традиции воспитания детей, основанные на уважении прав человека и их соблюдении, на ценностях свободы и равенства перед законом. Они разработали государственные стратегии гражданского воспитания. Создание ЕС скорректировало эти стратегии. Были выработаны единые подходы для членов ЕС и кандидатов на вступление. О правах человека и демократии ученики европейских школ узнают из содержания учебных дисциплин. Организация школьного самоуправления предоставляет возможность видеть, как эти принципы работают в реальной жизни, и научиться ими пользоваться для цивилизованного решения проблем.

Советский режим и его система образования базировались на прямо противоположных принципах. Идеологический вакуум, возникший после разрушения СССР, не заполнился ценностями демократического общества. Европейская составляющая гражданского образования осталась вне декларируемой стратегии европейской интеграции. Поэтому и сегодня «европейские ценности» воспринимаются украинцами скорее как иллюзия. Президент, называя сограждан «носителями европейских ценностей», то ли делает общенациональный комплимент, то ли убеждает, что все хорошо у нас с правами человека и демократией. А школа тем временем продолжает «штамповать» «носителей европейских ценностей» по всем «совковым» стандартам.

В Украине отсутствуют стратегия и концепция воспитания гражданина. В плане социализации члена общества общеобразовательная школа живет в советской «системе координат». Содержание учебных дисциплин не имеет ничего общего с реализацией задач по воспитанию «критически мыслящего, сознательного и активного гражданина». Школьным самоуправлением называется выполнение распоряжений администрации. Права ребенка в школе полностью игнорируются. Стиль общения учителей с учениками в большей степени напоминает исправительное, а не учебное заведение. Родители воспринимают обучение детей в школе как стихийное бедствие, которое просто необходимо пережить. Однако все это не воспринимается как проблема, требующая немедленного решения, ни властью, ни обществом.

Права ребенка в политических программах и деятельности государственных институтов

В демократических странах главными субъектами государственной системы власти выступают политические партии. В своих предвыборных программах они предлагают свою стратегию развития государства и отдельных отраслей. Те партии, программы которых обеспечили им необходимый уровень электоральной поддержки, получают властные ресурсы для их реализации. В парламентских и парламентско-президентских республиках формирование правящего большинства предполагает выработку его общей программы. Коалиция обеспечивает принятие законов, необходимых для ее реализации. На министерские должности назначаются те кандидаты, которые, по мнению коалиции, будут наиболее эффективно внедрять ее стратегическую линию в конкретной отрасли. Министерства, пользуясь правом законодательной инициативы, также влияют на процесс разработки и принятия решений. Поэтому в поисках стратегической линии, прежде всего, обращаемся к предвыборным программам политических сил, которые сформировали «основу действующей коалиции», согласовали и назначили кандидатуру на должность Министра образования и науки Украины.

Программа партии «Блок Петра Порошенко» «Жить по-новому!»  содержит ряд лозунгов о необходимости меняться самим и менять способ взаимодействия с властью на основе создания действенных механизмов общественного, правового и политического контроля за действиями власти; о торжестве принципов правового государства. Но о том, что «жизнь по-новому» требует воспитания общества на основе системы ценностей, присущих правовому государству, речь не идет. Об образовании и необходимости изменений в системе образования не упоминается вообще.

Программа «Народного фронта» «Восстановление Украины» ориентирована на построение «Европейской Украины». В качестве стратегической цели определено обеспечение прав и свобод граждан и осуществление всесторонних реформ. Одной из главных целей названо вхождение за 20 лет в первую двадцатку стран по Индексу человеческого развития. Очевидно, их реализация должна предусматривать образовательную составляющую как ключевую. В разделе «Политическое развитие» декларируется стремление построить современное, правовое, демократическое и эффективное государство, главное внимание которого сосредоточится на развитии каждого гражданина. Однако «приближение к европейским стандартам», которое должно быть следствием определенных в разделе реформ, не связывается с воспитанием того самого гражданина, на котором «сосредоточено внимание» и деятельность которого будет способствовать очищению власти, усилению борьбы с коррупцией и т.п. Раздел «Социальное и гуманитарное развитие» содержит тезис о необходимости целенаправленной работы государства по патриотическому воспитанию граждан и политики формирования общенациональной идентичности. Отмечено, что партия выступает за продолжение реформ в сфере образования на европейских началах. Последние не конкретизируются. Упоминания об образовании и воспитании фрагментарные, безотносительные к реализации программных задач.

Анализ содержания программ правящих партий-коалициантов указывает на две вещи: основатели этих политических проектов не являются носителями демократического мифа и проводниками демократических идей, соответственно, и партии не являются идеологическими; они не ориентированы на системные образовательные реформы, одним из приоритетных направлений которых станет воспитание гражданина демократического государства. Проблема реформирования образования и обеспечения его ключевой роли в процессе демократизации общества не находится даже в поле зрения этих субъектов.

Лилия Гриневич, находясь еще в статусе кандидата на должность министра образования, озвучила следующий перечень первоочередных задач: правильное завершение учебного года; обеспечение получения аттестатов; проведение тендера на учебники; доработка закона «Об образовании» и нормативно-правовой базы, необходимой для внедрения закона «О высшем образовании». Понятие «стратегия» в своем выступлении она применила только к «построению новой модели многоканального финансирования ПТУ».

В выступлениях и заявлениях Лилии Гриневич уже в статусе министра присутствуют упоминания об отдельных актуальных проблемах школы. Во время рабочей встречи с педагогами Волыни 26 июля 2016 года она указала на необходимость переориентации школьного образования на усвоение знаний и умений, которые необходимы для жизни современному человеку. Отметила, что чтобы делать детей успешными, а не закомплексовывать, необходимо менять программы и методические рекомендации для учителей. Безусловно, программы менять нужно. Однако лишь этого – мало. Нужно конкретизировать направления изменений. Одним из ключевых должно стать то, которое определило демократическое мировое и европейское сообщество – правовое и гражданское образование и воспитание.

Во время Всемирного образовательного форума, который состоялся в Лондоне 23 — 25 января 2017 г., действующий министр заявила о необходимости перезагрузить систему подготовки учителей, чтобы вырастить нового украинского педагога, который ценит каждого ученика. Поставленная министром проблема, действительно, крайне актуальна. Однако, видение «перезагрузки», учитывая современные реалии, требует существенной конкретизации. Так, в процессе общения с учениками харьковских школ постоянно приходится слышать о негативном отношении к школе и нежелании ее посещать. Главной причиной ученики называют именно отношение учителей.

Для перекрестной проверки этого неприглядного мнения, мы посетили отобранные методом случайной выборки сайты 36 школ разных районов города Харькова и изучили отзывы. Более 70 % касаются нарушения прав ребенка, общения учителей на повышенных тонах, унижения учеников и тому подобное. Поэтому, очевидно, «перезагрузка» должна включать воспитание самого учителя как правосознательного гражданина, который выполняет важнейшую социальную миссию по воспитанию будущих граждан и несет высшую меру социальной ответственности.

На осень текущего года Минобразования анонсировало собственную презентацию этического кодекса учителя . Действительно, с точки зрения формирования корпоративной культуры это целесообразно, но для решения проблемы нарушений прав учащихся, видимо, не достаточно. Без реальных механизмов защиты прав учащихся и правовых санкций за их нарушение достичь реального положительного результата вряд ли возможно.

«Украинцы не знают своих прав, являющихся предметом манипуляций среди чиновников», – заявил действующий Министр юстиции Павел Петренко в интервью изданию «Цензор. НЕТ» 16 июня 2017 г. В телевизионных интервью члены парламентского комитета по вопросам правосудия также постоянно констатируют низкий уровень правосознания граждан. Лидеры правозащитных общественных организаций отмечают, что им было бы гораздо легче помогать людям отстаивать права, если бы граждане об этих правах знали и были более активными в вопросах их защиты. Но, при этом, никто не ставит вопрос о том, кто и где обучает и должен этому обучать.

О чем спрашивают родители?

В мае-июне 2017 года украинские СМИ опубликовали интервью (в двух частях) с действующим министром образования. Основанием для беседы стали вопросы, поставленные в Фейсбуке родителями школьников. Посмотрим, насколько поднятые нами проблемы и вопросы интересуют родителей. В первой части интервью — рассмотрены вопросы о возможности увольнения учителя, о сертификации и ВНО для учителей. Граждан интересуют проблемы с учебниками, финансированием и сбором средств у родителей. О нарушении прав учащихся родители не упоминают. Во второй части интервью поднят вопрос о том, что делает министерство, чтобы предотвратить насилие в школах, существуют ли какие-то государственные программы. Министр ответила, что за рубежом эта проблема решается путем введения специальных антибулингових программ – программ против насилия. Также отметила, что среди детей и учителей распространяется и усиливается идея того, что каждый человек имеет собственное чувство достоинства, что его права должны быть защищены. Однако позиция министерства, подкрепленная конкретными законопроектами о том, когда и каким образом такие идеи будут усиливаться и в украинской школе, пока не освещается. А опыт Литвы, о котором вспоминает Лилия Гриневич, интересен не только подобными программами. Школа здесь выступает ключевым институтом, через который реализуется стратегия правового и гражданского воспитания. Значительное количество мероприятий в ней инициируется и финансируется именно аналогичным министерством.

О чем написано в учебниках?

Необходимость модернизации содержания образования в Украине действующий министр образования относит к разряду первоочередных задач. Действительно, в сегменте правового и гражданского образования наша система устарела давно и полностью. Поэтому модернизация должна касаться перечня и содержания учебных дисциплин, о чем мы уже писали ранее. Говорит министр и о правильных текстах для чтения. Посмотрим на тексты учебников с точки зрения влияния на воспитание гражданских качеств и правовой культуры. Например, учебник «Основы здоровья» содержит рассказ «Наказ детям» (с. 117). Цитата из него: «Настоящая свобода сына и дочери – быть послушными детьми. Подчинение воле родителей – первая школа гражданского воспитания. Если не научишься подчиняться воле родителей, не сможешь стать стойким, мужественным гражданином». Как видим, авторы учебника, включившие рассказы советского педагога Василия Сухомлинского (годы жизни – 1918-1970), до сих пор продвигают в детские головы мысль о том, что главная добродетель стойких и мужественных граждан – это готовность подчиняться. Что именно в этом заключается свобода. Для советской школы, которая воспитывала подданного, такое содержание полностью соответствовало цели. Но для школы, которая стремится воспитать сознательного, активного и критически мыслящего гражданина, очевидно, такие тексты прямо противопоказаны. Анализ ряда других учебных рассказов показывает, что у авторов учебников свобода вообще не ассоциируется с возможностью и правом выбора.

В рассказе «Уважение к учителям» (с. 118) сказано: «Нельзя спорить с уважаемыми и взрослыми людьми; недостойно человеческой мудрости и благоразумия поспешно высказывать сомнения в истинности того, что советуют старшие; если у тебя просятся на язык какие-то сомнения, придержи их в голове, подумай, рассуди, а потом спроси у старшего еще раз — спроси так, чтобы не обидеть». Как будто, все нормально. Уважение к старшим и учителям – это же святое. Только если к этому добавить те фразы, которые учащиеся слышат по несколько раз за день «Учитель – это ваш царь и Бог», «Учитель лучше знает, ему нельзя перечить», «Вы должны любить и уважать учителей» .., то получается, что свои сомнения ученик должен держать в голове и вообще о них молчать. А еще лучше и оттуда их искоренить. А как же быть с правом на свободу мысли и ее выражения?

В других учебниках находим ряд рассказов о том, как избегать конфликтов. Действительно, в советском обществоведении положение о бесконфликтности было ключевым. Однако, в современном мире единственная страна, где конфликты воспринимаются не как норма жизни, а как исключение – это Япония. Основой менталитета японцев выступает принцип гармонии, который происходит из национальной религии — синтоизма. В духе этого принципа японцы воспитывались тысячелетиями. Но реалии даже их подтолкнули к изучению конфликтов и поиску путей их решения. В западных школах детей учат не избегать конфликтов, а толерантно вести себя в конфликтных ситуациях и решать конфликты цивилизованными правовыми путями. В учебниках для украинской школы до сих пор пишут об аномальности конфликта, а ученикам на воспитательных часах рассказывают, как не допускать конфликтов и приспосабливаться, особенно ко всем требованиям учителей.

Права и писаные нормы, которые систематически нарушаются в школе

Урок в школе – это святое. Есть расписание, утвержденное печатью и подписью директора. Это формальный документ, один из главных. Поэтому уроки должны проводиться. На каждом изучается материал, предусмотренный учебными программами. Учителя регулярно пишут отчеты об их выполнении. Если ученик прогулял урок, к нему применяются соответствующие санкции, потому что это нарушение. С другой стороны, обычным явлением стало проведение во время уроков репетиций, особенно, если на мероприятиях ожидаются депутаты или другие представители власти. Ведь перед ними необходимо продемонстрировать все таланты учеников. Кроме того, регулярно 1-2 раза в месяц организуются «культурные мероприятия» для учащихся: просмотр кинофильмов, выступления иллюзионистов и тому подобное. Конечно, на уроках. Стоит посещение мероприятия 25-30 гривен. Но чем прогул по инициативе ученика отличается от массового прогула, организованного администрацией? Только количеством заинтересованных лиц. Вот так и учит школа на практике придерживаться принципа верховенства закона. А в сознании школьников систематически закладывается осознание того, что любые нормы можно нарушать, если это выгодно носителям властных статусов, большинству или всем.

Привычным явлением стало решение во время уроков «острых проблем» жизни класса: беседы с нарушителями и двоечниками; отчитывание тех, кто пришел не в школьной форме; распределение учебников и прочее. Наглядную иллюстрацию дает один из эпизодов, которыми богата повседневная жизнь харьковских школьников. Во время урока учитель делит учебники между учениками. Одна из учениц что-то ест, поскольку урок все равно не проводится. Учительница, увидев это, с криком выгоняет ее за дверь, а на следующем уроке отчитывает перед классом как злостную нарушительницу. Вместо анализа ситуации лучше привести другой пример, для сравнения. Знакомый рассказал о «странной» ситуации, свидетелем которой был в Париже. На улице был неправильно припаркован автомобиль. Подъехала машина полиции и остановилась рядом. Пока полицейский вставлял квитанцию ​​о штрафе за неправильную парковку, эвакуатор погрузил полицейский автомобиль и увез. Он тоже был припаркован неправильно. Эти ситуации наглядно показывают, по какому принципу живет варварское общество, а по какому – цивилизованное. Соответственно, эти же принципы воспроизводятся в сознании детей через школьное обучение и воспитание.

В Украине утверждены Государственные санитарные правила и нормы устройства, содержания общеобразовательных учебных заведений и организации учебно-воспитательного процесса. Они четко регламентируют естественное и искусственное освещение, организацию и требования к здоровой работе учащихся, воздушно-тепловой режим и режим проветривания помещений, в частности. Определяют требования по сквозному проветриванию. Однако в харьковские школы поступает распоряжение «сверху» о внедрении в учебных заведениях режима экономии (которое, кстати, не подтверждается ни одним формальным документом) и вот уже представитель администрации или директор лично обходит классы и выключает свет.

Дети жалуются на боль в глазах, потому что естественного освещения не всегда достаточно. Но экономия и приказ превыше всего. В целях сохранения тепла исчезает необходимость в проветривании классных комнат. Ведь зима, холодно. И некоторые родители боятся, что дети замерзнут. В периоды роста количества вирусных заболеваний первые рекомендации врачей касаются именно режима проветривания. Но все равно. Для администрации и учителей есть более весомые аргументы. Прямым следствием «здоровых условий» выступает очевидная тенденция к ухудшению состояния здоровья школьников. Около 50 %, а иногда и больше студентов-первокурсников не могут посещать занятия по физкультуре в основной группе.

В каждой школе есть стенды, напоминающие ученикам о правах детей. Напоминают ли они администрации и учителям о том, что они также должны обеспечивать соблюдение этих прав? Статья 6 Конвенции ООН о правах ребенка гарантирует право на здоровое развитие, статья 12 – право свободно выражать свое мнение, а статья 13 – право на собственные взгляды и получение информации. Несоблюдение санитарных норм нарушает право на здоровое развитие. Право ребенка на собственные взгляды и на выражение своего мнения нарушается ежедневно и многократно. Стиль общения большинства учителей с детьми часто указывает на то, что ученик в их сознании вообще не ассоциируется с носителем человеческого достоинства. Некоторые высказывания и комментарии в адрес учеников вызывают вопрос о том, в какой эпохе живет украинская школа – дикости или варварства?

Выводы

Украина пытается вырваться из гниющего трупа Советского Союза. Так российский историк Евгений Панасенков объясняет сущность украинских Майданов. Россия старается этого не допустить. Такова, по его мнению, причина российской агрессии. Но это лишь «верхушка айсберга». Его подводная, как известно, большая часть, состоит в том, что мы слишком долго не менялись. Украинская школа до сих пор находится в советской «системе координат» и прилагает слишком много усилий, чтобы новые поколения не менялись. Особенно наглядно это видно в южных и восточных регионах. Воспроизведение менталитета «человека советского» стало одним из факторов, обеспечивших восприятие «русского мира» и его проектов в Украине. Отсутствие эффективной системы правового и гражданского воспитания, практика тотального нарушения прав ребенка в школе делают призрачными перспективы становления демократии в ближайшем будущем.

До сих пор не была декоммунизирована система подготовки учителей, а соответственно и школа. Педагоги, которые сами воспитаны в духе авторитарного стиля управления и общения в атмосфере бесправия, обеспечивают воспроизведение в следующих поколениях всех черт «HOMO SOVIETICUS». С шестилетнего возраста ребенок попадает в среду, в которой ежедневно и многократно нарушаются права, о которых пишут на стендах и иногда вспоминают на уроках. Находится в этой среде 11 лет, фактически, до формального получения гражданских прав. Подданническая культура, правовой нигилизм, двойная психология и мышление двойными стандартами, пассивность и ориентация на выполнение предписаний – вот те реальные результаты школьной социализации, которые приходится видеть у вчерашних выпускников. Поэтому к практической реализации гражданских прав они не готовы.

Если бы такую ​​правовую модель школы ввело другое государство, мы бы назвали его враждебным. Если бы это была школа колонии, управляемая из метрополии — говорили бы о целенаправленном уничтожении правосознания нации. Для государства, которое декларирует стратегию демократизации, такая школа выглядит как наглядная иллюстрация цели, которая не имеет путей и средств реализации. Содержание школьного обучения и ежедневная школьная жизнь развернуты на 180 градусов от цели воспитания сознательного гражданина, а следовательно и от демократизации общества. Сохранение такого положения вещей дает мало оснований для оптимистических прогнозов на будущее.

Причины отсутствия демократических преобразований в школе находятся в нескольких плоскостях:

  • Клиентарно-патронажная система власти и мизерное количество реальных носителей идей и принципов демократии, представленных в институтах государственной власти;
  • Отсутствие образовательной элиты, способной менять систему изнутри и давить на власть;
  • Пассивность общественности и родителей в вопросах авторитарного стиля общения и противоправного давления в школе; отсутствие осознания связи между желанием жить в цивилизованном европейском обществе и необходимостью воспитывать себя и детей в соответствии с его духом и принципами.

Афористическим стало высказывание американского президента Рональда Рейгана о том, что от уничтожения свободу отделяет только одно поколение. Даже для обществ, которые строили и отстаивали права человека и демократию, недостаточность багажа знаний или потери в воспитании хотя бы одного поколения могут стать критическими. Они это понимают. Поэтому ввели систему правового, политического, гражданского образования и воспитания. В Украине еще ни одно поколение не воспитывалось в духе свободы и правосознания, но мы и сегодня не понимаем необходимости делать это. Поэтому общество пребывает в замкнутом круге некомпетентности, правового нигилизма, незнания демократических механизмов и неумения пользоваться ими.

Рекомендации

Поскольку в государстве отсутствует политика в области образования и воспитания, а власть не демонстрирует стремления и способности к ее выработке, принуждать ее к этому должно общество. Путем сотрудничества с неолигархическими политическими партиями, общественными организациями, создания инициативных групп, систематической работы по актуализации проблемы в центральных и региональных СМИ нужно постоянно давить на власть. Можно помогать власти и интеллектуальными средствами. Объединив усилия интеллектуалов и активной общественности, разработать концепцию правового, гражданского воспитания, организовать общественные обсуждения. Довести до сведения властей суть концепции, результаты обсуждения вместе с требованием о принятии программы действий и определения ресурсов для ее реализации.

Учитывая тотальный характер нарушений прав учащихся и отсутствие реальных механизмов их защиты, целесообразным выглядит требование к власти о введении должности детского омбудсмена и его представительств в регионах. Также стоит привлекать правозащитные организации к превентивной деятельности в направлении распространения правовых знаний среди детей и молодежи, воспитания правосознания.

Английская пословица гласит: «Не воспитывай детей, все равно они будут похожи на тебя. Воспитывай себя». Для того, чтобы учитель мог выступать наставником в процессе гражданской социализации, он сам должен быть носителем тех качеств и принципов, согласно которым будет воспитывать учеников. Необходимо кардинальное изменение системы подготовки учителей. Одна из составляющих – внедрение в учебные программы для педагогических заведений как обязательных граждановедческих и политико-правовых дисциплин, спецкурсов по правам ребенка, организации школьного самоуправления.

Для учителей, которые уже работают, нужно ввести обязательный правовой «ликбез» и периодическое повышение квалификации по теоретическим и практическим аспектам перехода к модели демократической школы. Предлагаемая действующим министром образования сертификация также должна отражать вопросы соблюдения прав учащихся и стиля общения с ними.

Вся школьная жизнь и решение ее проблем должны стать публичными. Фактам нарушения прав учащихся, диктаторского общения с детьми следует предоставлять широкую огласку. Для этого приемлемые следующие средства:

  • Создание специальных электронных информационных ресурсов;
  • Создание «ученических горячих линий»;
  • Написание отзывов о школе на школьных и других сайтах с изложением конкретных фактов нарушений и фамилий учителей-нарушителей.

Эффективными организационными средствами могут стать:

  • Создание родительских и общественных наблюдательных советов за соблюдением прав учащихся;
  • Разработка советами и общественными активистами и публичное обсуждение системы санкций за нарушение прав учащихся;
  • Периодическое вынесение на обсуждение родительских комитетов и общественных советов вопросов о состоянии гражданского воспитания и соблюдения прав учащихся в школах с последующим предоставлением выводов и рекомендаций администрациям школ и государственным органам.

Родителям, которые все еще интересуются преимущественно оценками детей и некоторыми вопросами расходов собранных средств, следует расширять круг интересов: уделять внимание содержанию того, чему учат и как общаются с учениками. Солидарное родительское «нет» способно существенно уменьшить масштабы нарушений прав и противоправного давления в школе.

Опубликовано на сайте «Хвиля»

Светлана Топалова, Елена Украинец, эксперты

Аналитический центр «Обсерватория демократии»

Материал подготовлен в рамках проекта, реализуемого при финансовой поддержке Европейского фонда демократии (EED) и Правительства Канады