«Карантинная благотворительность» партий и политиков в преддверии местных выборов | АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР «ОБСЕРВАТОРИЯ ДЕМОКРАТИИ»

«Карантинная благотворительность» партий и политиков в преддверии местных выборов

Тренд безвозмездной помощи населению и больницам, возникший в ходе карантина, подхватили многие политические партии и политики. Форма, содержание и география их «карантинной благотворительности» позволяют утверждать, что её прицелом выступают будущие местные выборы. А массовые раздачи «продпакетов» и средств противоэпидемической защиты наводят на мысль о новой волне «гречкосейства».

В новом материале Аналитического центра «Обсерватория демократии» — о масштабах «карантинных раздач» на Харьковщине и в Украине в целом, а также о том, какую форму «гречкосейство» может принять в ходе будущих местных выборов.

Всеукраинский масштаб «карантинных раздач»

На всеукраинском уровне почти все парламентские партии и некоторые амбициозные, но не преодолевшие летом 5%-й проходной барьер, участвуют в «карантинных раздачах». Масштаб участия и «география» — разные, и зависят как от финансовых возможностей партии, так и от планов по завоеванию электората.

Карта партийной благотворительности не претендует на охват абсолютно всех участвующих в «карантинных раздачах» партий. Мы сосредоточились на анализе наиболее деятельных, — для оценки общих масштабов и соотношения активности. «За скобками» карты оставили «Слугу народа», которая занимается карантинной благотворительностью на государственном уровне: поиск меценатов и распределение полученной помощи ведется через Офис Президента, облгосадминистрации и другие госструктуры, а большинство депутатов-мажоритарщиков занимаются освещением этого процесса.

Наибольшую активность в «карантинных раздачах» проявляют «ОПЗЖ» и «Евросолидарность»: их инициативы централизованы, охватывают почти все регионы Украины, и, судя по объёмам «раздач», отличаются немалыми финасовыми вливаниями. От «ОПЗЖ» в рамках программы «Мы помогаем» помощь предоставляют большинство депутатов фракции совместно с региональными ячейками и ассоциированными общественными организациями. А «раздачи» «Евросолидарности» в большей мере происходят при участии «Фонда Порошенко». Существенно меньшие объёмы раздач – у «Батькивщины» и совсем скромные – у «Голоса».

Из «внепарламентских» выделяется «Партия Шария»: заявляя на своём сайте, что её главная цель – победа на местных выборах, партия охватила «карантинными раздачами» значительные территории. Малообеспеченным раздают продпайки, всем желающим – информационные «противоэпидемические» листовки (а также расклеивают их на подъездах), а медикам помогают масками и бесплатным транспортом.

Интересно, что высокую активность в благотворительности проявляют «правые» – «Национальный корпус» и ВО «Свобода». Хотя их масштаб намного скромнее по сравнению с партиями-гигантами в силу меньших финансовых возможностей. Эти партии, а также «Евросолидарность» отличаются от других тем, что оказывают помощь военным на Донбассе, чем подчёркивают свою патриотическую идеологию.

Что касается использования партийной символики при раздачах, то её практикуют все партии, особенно «ОПЗЖ», «Евросолидарность» и «Партия Шария». В ходу — «брендированные» упаковочные ленты на коробках, наклейки, надписи на пакетах, жилеты, нашивки и кепки у активистов, баннеры в местах раздачи. «Партия Шария» использует обклеенные своей символикой автомобили и палатки, из которых раздают продукцию. Такие же палатки есть и у «ОПЗЖ». Волонтеры «Нацкорпуса» часто ходят на раздачи с «партийными» повязками на рукавах, в футболках и куртках с символикой, а активисты «Голоса» — с флагом. Информационные листовки о борьбе с вирусом, которые раздают гражданам большинство партий, также обязательно имеют партийный «логотип».

Лидеры «ОПЗЖ» активно «брендируют» продпакеты своими именами. Причём Юрий Бойко раздаёт пакеты «имени себя», а Виктор Медведчук – отдельно, в тандеме со своей супругой Оксаной Марченко. Этим фактом косвенно потверждается наличие двух «полюсов влияния» в партии.

«Карантинными раздачами» населению и медучреждениям занимаются все проанализированные партии. Раздачи населению включают как трендовые «масочные» акции, так и устоявшиеся в практике «окучивания» электората раздачи проднаборов с нехитрым «антикризисным» содержимым «крупа-масло-сахар-тушёнка» (встречаются вариации). А накануне Пасхи многие раздавали праздничные куличи: некоторые в составе проднаборов, другие – как отдельный продукт. Раздачи еды проходят по традиционной «гречкосеятельной» схеме: объектами раздач выступают незащищённые слои населения (пенсионеры, инвалиды, ветераны, дети войны, многодетные), а пакеты доставляются адресно. Маски и дезсредства некоторые партии раздают всем желающим, а другие – целенаправленно (часто – персоналу медучреждений, силовых структур, коммунальных служб). В больницы передаются защитные костюмы, маски и респираторы, дезсредства, тесты на вирус, аппараты ИВЛ и другое дорогое оборудование, и иногда – продукты.

Из «оригинальных ходов» можно отметить следующие. «Правые» партии систематически помогают коммунальщикам тем, что дезинфицируют подъезды жилых домов. На Донеччине депутат «ОПЗЖ» Наталья Королевская, помимо прочего, организовала бесплатную раздачу пенсионерам хлеба. «Батькивщина» забрендировала своим партсимволом в виде сердца бутылки с водой, а в Никополе её активисты передали местному центру соцобслуживания для раздачи пенсионерам стиральный порошок и отбеливатель. «Евросолидарность» к традиционному содержимому проднаборов для малоимущих добавляла парацетамол, а «Партия Шария» — сырую курицу. К тому же, под «карантинную раздачу» «Шария» попали не только нуждающиеся граждане, но и животные: в два приюта Запорожской области было передано по нескольку мешков корма для собак, которые, как считают партийцы, особенно страдают от карантина и связанного с ним недоснабжения.

Тренд «карантинных раздач» на Харьковщине

 

Раздачи Кернеса-Ярославского: масштабность и админресурс  

Наибольшими объёмами отличаются в Харькове раздачи населению проднаборов, аптечек и медицинских масок от имени Геннадия Кернеса и Александра Ярославского. Они ярче всего демонстрируют использование благотворительности с прицелом на местные выборы. Пакеты с фамилиями «тандема» адресно доставляются малообеспеченным, а медицинские маски массово раздаются через школы, детсады и центры соцзащиты. Цель, казалось бы, благородная – поддержать харьковчан в трудных условиях карантина. Но исполнение выглядит, как предвыборная пиар-акция городского головы, с использованием вип-агитатора и админресурса.

Сообщение о необходимости помощи малоимущим (помимо больниц) было озвучено Кернесом ещё в ходе заседания «антикоронавирусного» штаба 19 марта в отеле «Харьков Палас». Тогда он объявил, что в Харькове 100 тысяч лиц, нуждающихся в помощи, и на неё частично пойдут пожертвованные бизнесменами деньги. Однако забыл добавить, что впоследствии пакеты с раздачами будут «брендированы» его именем и Ярославского.

План «пакетных раздач» был быстро реализован. Уже 3 апреля в своём Telegram-канале мэр сообщил, что за неделю раздали 113 тысяч пайков и 22 тысячи аптечек для ветеранов, одиноких стариков, детей войны, инвалидов и многодетных семей, на подходе — ещё несколько тысяч, и в целом на эти мероприятия будет потрачено 26 млн. грн. В дальнейшем раздачи продолжились.

Появление в харьковских пабликах фото продпакетов с напечатанными на них фамилиями Кернеса и Ярославского и нехитрым содержимым вызвало волну сарказма со стороны пользователей. Публиковались фото- и видеодоказательства, что к доставке пакетов были привлечены сотрудники райадминистраций города, центров соцзащиты, коммунальных предприятий (даже «Харьковгорлифта») и воспитатели детсадов.

Также выяснилось, что пакеты разносили волонтеры ПП «Национальный Корпус». Они действовали в рамках инициативы, организованной партией для привлечения добровольцев к помощи пенсионерам. И, возможно, были использованы Кернесом «втёмную». В коментариях журналистам лидер местной партячейки Константин Немичев сообщил, что их волонтеры откликнулись на просьбу о помощи со стороны райадминистраций Харькова, и о том, что придётся раздавать пакеты под «брендом» Кернеса-Ярославского ничего не знали. А его коллега Владислав Соболевский нецензурно выругался в адрес мэра и бизнесмена, добавив, что сами члены партии пакеты не разносили.

В апреле в городе прошли две волны «масочных раздач» от Кернеса: одна – 7-го, а вторая – 16-го числа. В первый раз был закуплен 1 млн. масок, а во второй —  2 млн. Из каждой партии по 850 тыс. пошли на раздачи населению, остальные – медучреждениям. Учителя, воспитатели детсадов и сотрудники центров соцзащиты организованно раздавали маски своим подопечным по несколько штук в руки. Таким образом, «масочной раздачей» имени харьковского головы была охвачена большая часть жителей города.

Если предвыборный «прицел» Кернеса в «карантинных раздачах» явно просматривается, то цель Ярославского – не так очевидна. В некоторых Telegram-каналах появлялась версия, что он таким образом заявляет о себе в качестве претендента на должность губернатора вместо «не оправдавшего надежд» Алексея Кучера. Но, учитывая политический бекграунд Ярославского, эта версия выглядит маловероятной. Скорее всего, Кернес использовал имя Ярославского в качестве вип-агитатора. А сам Ярославский, сотрудничая с центральной и местной властью, укреплял бизнес-позиции, и вряд ли нацелен на получение какой-либо должности.

В «карантинных раздачах» от Кернеса-Ярославского явно прослеживаются признаки агитационной деятельности: печать имён политиков на пакетах и аптечках, широкое освещение на всех доступных медиа-платформах, привлечение вип-агитатора. К тому же, используются сомнительные приёмы: админресурс в виде принуждения к раздачам бюджетников, а также неэтичная эксплуатация партнеров по благотворительности и волонтеров «втёмную».

Раздачи других политиков и партий: скромные объёмы – громкий пиар

Помимо Кернеса-Ярославского, «карантинными раздачами» на Харьковщине занимались и другие политические субъекты. Размах был разным, но у всех – существенно скромнее «продовольственно-масочной программы» мэра и бизнесмена. А у некоторых уровень пиара существенно превышал пользу населению от раздач.

В этом плане особенно отличился Анатолий Родзинский — эксцентричный «оппонент» Кернеса, активизирующийся перед местными выборами. Он 16 марта раздавал медицинские маски на улице возле горсовета, с лозунгами критики городской власти. Акция получила саркастическую оценку в соцсетях, так как вызвала опасное в эпидемиологическом отношении скопление пенсионеров, очередь и даже небольшую давку. А в апреле Родзинский ещё раз «соригинальничал»: развозил харьковчанам антисептик на скутере и в чёрном «супергеройском» плаще.

Из партий в раздачах на Харьковщине наиболее активной была «ОПЗЖ», хотя в участии её ячеек наблюдался дисбаланс: обласной глава Игорь Райнин в раздачах не засветился, а руководитель городской ячейки Андрей Лесик поучаствовал (передал несколько кроватей для 22-й больницы и перед Пасхой раздавал куличи населению). При этом, сопровождал пасхальные раздачи месседжем, что они проводятся совместно с Медведчуком-Марченко (а не Бойко). В апреле областным чернобыльским и ветеранским организациям Харьковщины помощь оказала Наталья Королевская, передав им средства противовирусной защиты и проднаборы для раздачи подопечным (хотя её «база» благотворительности — Донеччина). Её акция проводилась при участии Лесика, а также заместителя Райнина Василия Россихина.

Отдельным «лицом» своей благотворительности в Харькове «ОПЗЖ» презентует Фельдмана (который держится в стороне от местных партийных ячеек, проводит акции силами концерна АВЭК и параллельно сотрудничает со «штабом» губернатора Кучера). Он, следуя своему имиджу мецената, после закрытия метро запустил бесплатные автобусы по внутригородским маршрутами и для подвоза людей с погранпункта «Гоптовка» (чем разгрузил систему коммунального транспорта и помог населению), предоставил транспорт для возвращения детей-инвалидов, которые лечились за границей, а также передал партию защитных щитков больницам Харьковщины.

«Карантинные раздачи» «Партии Шария» и «Евросолидарности» проходили централизованно, через местные ячейки, охватывали как медучреждения (помогали средствами защиты и спецодеждой), так и население (раздавали продукты и информационные листовки).

ВО «Свобода» с помощью волонтеров оказывает адресную помощь пенсионерам и неимущим, разнося им пакеты с продуктами и помогая в хозяйстве. В том же направлении действуют волонтеры, привлечённые инициативой ПП «Национальный Корпус». Эта партия координирует и одну из городских инициатив бесплатного подвоза медиков на работу.

Нардеп-мажоритарщик от 176 округа Дмитрий Шенцев организовал предпринимателей и сельхозпроизводителей своего округа на сбор пожервований и покупку 2 аппаратов ИВЛ, которые передал местным больницам. Также они закупили маски и другие средства защиты и распределили их между медицинскими и коммунальными предприятиями округа, а часть пожертвовали личному составу харьковской полиции. Совместно с Фондом Рината Ахметова и ФК «Шахтер» Шенцев принял участие в акции по закупке тестов и 10-ти аппаратов ИВЛ, которые передали больницам Харькова, Чугуевского и Волчанского районов.

Что касается харьковской ЗеКоманды, то систематическим участием в карантинной благотворительности отличается только Алексей Кучер (в силу должности занимается распределением по медучреждениям Харьковщины поступающей через Офис Президента и другие госструктуры гуманитарной помощи). А нардепы-мажоритарщики — эпизодически: Алексей Красов передал несколько тысяч масок для раздачи сотрудникам служб жизнеобеспечения районов своего 180-го округа, Виктория Кинзбурская совместно с рестораном Mafia раздала 50 бесплатных обедов для персонала областной инфекционной больницы, Александр Бакумов и Александр Литвинов передали средства защиты от вируса медицинским и социальным учреждениям своих округов. Большая же часть харьковской Зе-команды достаточно пассивна, чем обозначает отсутствие собственной заинтересованности в разрезе будущей избирательной кампании.

Так же точечно участвовала в «карантинной» благотворительности местная команда «Самопомощи»: фракция горсовета собрала средства, закупила партию респриаторов и передала их областной инфекционной больнице.

Угроза «противовирусного гречкосейства» на местных выборах

Многие украинские партии и политики спешат повысить свою популярность у электората «карантинными раздачами», потому что возможности добиться этого таким лёгким путём в ходе будущей избирательной кампании снизятся из-за существующих законодательных органичений. А пока местные выборы не начались, их «раздаточная» деятельность (которая сейчас презентуется как благотворительность и забота о населении) регулируется только желанием/возможностью вовлекать в этот процесс финасовые ресурсы.

Маловероятно, что, если местные выборы состоятся осенью, тренд «антивирусных раздач» утратит свою актуальность. Так как даже после отмены карантина повышенные требования к дезинфекции и защите от вируса останутся. К тому же, не исключена повторная волна инфекции, или даже несколько. Однако содержательное наполнение «продпакетов» и объёмы раздач «в одни руки» несколько изменятся. Это связано с законодательным регулированием процесса агитации.

Дело в том, что в ходе избирательной кампании предоставление избирателям бесплатных (или по льготным ценам) товаров, если оно сопровождается упоминанием партии/кандидата или предложением голосовать/не голосовать за определённого политического субъекта, трактуется как непрямой подкуп избирателя и подпадает под ч. 6 ст. 57 Избирательного кодекса Украины («Ограничения относительно ведения предвыборной агитации»). А наказание за него устанавливает ч. 3. ст. 160 Криминального кодекса Украины («Подкуп избирателя, участника референдума») и предусматривает ограничение свободы на срок от 2 до 4 лет или лишение свободы на такой же срок с запретом занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок от 1 до 3 лет.

Есть исключение: можно раздавать те товары с политической символикой, стоимость которых не превышает установленных в примечании к ст. 160 КК 3% размера прожиточного минимума для трудоспособных лиц. На период с 01.07.2020 г. по 30.11.2020 г. (в который попадают местные выборы) этот прожиточный минимум определён в размере 2197 грн. 3% от него составляют 66 грн. Именно на такую сумму партия или кандидат в ходе агитации может предоставить избирателю бесплатные товары.

Очевидно, что стоимость «продпакетов», раздаваемых сейчас населению, значительно превышает 66 грн. Тем не менее, едва ли в будушую избирательную кампанию политики от них откажутся, — просто содержимое сильно оскудеет: «продпакеты» будут наполнены очень дешевыми, но объёмными продуктами, не превышающими «лимит». А вот стоимость одной или даже нескольких единиц масок/перчаток/дезраствора/информационных листовок/парацетамола явно не больше 66 грн., и их раздачи в избирательную кампанию, скорее всего, сохранятся в нынешнем виде.

Резюме

Анализ «карантинной» благотворительности украинских политических субъектов свидетельствует, что тактика завоевания симпатий электората путём раздачи востребованной продукции была использована наиболее влиятельными из них как в Харьковской области, так и во всеукраинском масштабе. А наиболее яркими маркерами того, что «карантинные раздачи» проводились с прицелом на будущие местные выборы, стали: использование партийной символики во время раздач, «брендирование» упаковки раздаваемой продукции именами политиков и логотипами партий, подробное освещение на всех доступных медиа-платформах, определённая «целевая аудитория» и различия между партиями в «географии» раздач.

На Харьковщине в раздачах отличились: тандем Кернеса-Ярославского (масштабом акций и использованием админресурса), Анатолий Родзинский (эксцетричностью), «Нацкорпус» (участием его волонтеров в раздачах Кернеса-Ярославского), некоторые Зе-депутаты (точечностью акций и разрозненностью действий), Александр Фельдман и Дмитрий Шенцев (охватом как своих округов, так и Харькова в целом).

Во всеукраинском масштабе в кейсе «карантинных раздач» из крупных политических партий поучаствовали все «парламентские» и некоторые «не дотянувшие» на выборах 2019 года до преодоления 5%-го проходного барьера («Партия Шария» и ВО «Свобода»), а также «Нацкорпус». Из «парламентских» наибольшим объёмом «раздач» и георгафическим охватом отличились «ОПЗЖ» и «Евросолидарность», меньшую активность проявила «Батькивщина», а в самом узком диапазоне действовал «Голос». И все партии в той или иной мере использовали свою символику в процессе благотворительности, а также – широкое освещение акций.

У украинских избирателей сложились традиционно большие патерналистские ожидания по отношению к власти и политикам. А в условиях карантина и экономического кризиса, с падением уровня жизни, они усиливаются: возрастает запрос получить хоть что-то «осязаемое». Не дождавшись помощи от государства, многие охотно берут её у политиков, не разбирая, у кого именно. В будущую избирательную кампанию всё это может превратить «масочно-дезинфекторное гречкосейство» в массовое явление.

Аналитический центр «Обсерватория демократии».

Опубликовано на информационно-аналитическом портале «Хвиля».

Материал подготовлен в рамках проекта «Promoting Democratic Elections in Eastern Ukraine», который реализуется при финансовой поддержке Национального фонда в поддержку демократии (NED). Содержание публикации не обязательно отражает точку зрения NED и является предметом исключительной ответственности Аналитического центра «Обсерватория демократии».