Каковы перспективы у реформы децентрализации и объединении территориальных громад при режиме президента Владимира Зеленского? При каком административно-территориальном устройстве и когда, на ваш взгляд, состоятся следующие местные выборы в Украине? Как вы оцениваете модель нового деления на районы Харьковской области, предложенную вице-премьером Геннадием Зубко, и может ли модель административно-территориального устройства повлиять на исход выборов? | АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР «ОБСЕРВАТОРИЯ ДЕМОКРАТИИ»

Каковы перспективы у реформы децентрализации и объединении территориальных громад при режиме президента Владимира Зеленского? При каком административно-территориальном устройстве и когда, на ваш взгляд, состоятся следующие местные выборы в Украине? Как вы оцениваете модель нового деления на районы Харьковской области, предложенную вице-премьером Геннадием Зубко, и может ли модель административно-территориального устройства повлиять на исход выборов?

Сразу после парламентских выборов глава избирательного штаба партии «Слуга Народа» Александр Корниенко озвучил планы президентской команды относительно продолжения административно-территориальной реформы и децентрализации. Во-первых, анонсировано сохранение курса на усиление полномочий местного самоуправления, во-вторых, укрупнение районов, в-третьих, замена института глав областных администраций на префектов с функциями контроля законности решений местных советов. По сути, команда нового Президента не отходит от той модели реформы, которая была предложена в 2014 году и реализовывалась последние 5 лет. Что касается объединения территориальных громад, то 2019-й год – последний для добровольного создания ОТГ, с 1 января 2020-го ОТГ будут образовываться административным путем в соответствии с Перспективными планами для каждого региона, чтобы на выборах система местного самоуправления всей страны была приведена к общему знаменателю.

Сохранение курса на децентрализацию существенно повышает значимость местных выборов, а в отношении их даты обсуждается три вероятных сценария:

  • внеочередные выборы в ноябре 2019-го;
  • внеочередные выборы весной 2020-го;
  • очередные выборы в октябре 2020-го.

*не исключено также и проведение местных выборов в два этапа.

С электоральной точки зрения партия «Слуга Народа» заинтересована в том, чтобы провести выборы как можно раньше – вместе с тем, правовых оснований для досрочных местных выборов на данный момент нет. Об этом (отсутствии правовых оснований) заявляли глава Офиса Президента Андрей Богдан и глава партии «Слуга Народа» Дмитрий Разумков, а представитель Президента в парламенте Руслан Стефанчук, в свою очередь, допустил проведение досрочных выборов весной 2020-го, уже после завершения процесса формирования ОТГ по всей стране. Судя по всему, если местные выборы будут проходить одновременно для всех уровней системы самоуправления, то они состоятся уже в новом формате административно-территориального устройства: (1) области (с сильными советами/исполкомами и контролирующими префектами от Президента) – (2) районы (укрупненные 100 вместо нынешних 465 на всю страну) – (3) ОТГ (с прямыми отношениями с госбюджетом).

Именно районный уровень в этой модели вызывает больше всего вопросов с точки зрения его полномочий как промежуточного звена между ОТГ и областью. Если за основу будет принята польская модель самоуправления, то в компетенцию районного уровня, вероятно, войдут – здравоохранение на уровне больших больниц, социальная помощь, среднее специальное образование, дорожное сообщение между ОТГ и другие вопросы, которые не в состоянии решить одна громада. Что касается той модели «нарезки» районов, которую предложил вице-премьер Геннадий Зубко для Харьковской области, то его идея с делением на 4 района (Харьковский, Изюмский, Первомайский, Купянский) справедливо не находит поддержки ни у экспертов, ни у представителей местного самоуправления. Например, непонятно, почему центром юго-западного района станет город Первомайский, а не вдвое большая Лозовая, которая вдобавок является крупным железнодорожным узлом и центром территориальной громады, объединившей весь Лозовской район. Также вызывает вопросы количество районов, которое оказалось меньшим, чем во многих других областях, где показатели численности населения ниже. В свою очередь, в альтернативном проекте глава Харьковского облсовета Сергей Чернов вместе с харьковскими экспертами предложил деление на 7 районов. Кстати, аналогичные дискуссии между областным советом и правительством (в частности, министерством здравоохранения) по поводу формирования госпитальных округов так и не закончились компромиссом («на переходный период» вся область год назад стала единственным госпитальным округом).

Вместе с тем, наименования и количество административных районов никак не зафиксированы в Конституции Украины, поэтому вполне возможно «принудительное деление сверху» (по аналогии с новым этапом формирования ОТГ). Прямого влияния на электоральные предпочтения жителей административно-территориальная модель не имеет (хотя задает новую матрицу договоренностей местных элит – хозяев «вотчин»). Относительно большее значение для исхода выборов имеет судьба Избирательного кодекса и то, по каким правилам будут избираться депутаты в местные советы разных уровней.

Антон Авксентьев, кандидат политических наук,

Аналитический центр «Обсерватория демократии».

Консультационный материал подготовлен в рамках проекта «Promoting Democratic Elections in Eastern Ukraine», реализуемого при финансовой поддержке Национального фонда в поддержку демократии (NED). Содержание публикации не обязательно отражает точку зрения NED и является предметом исключительной ответственности Аналитического центра «Обсерватория демократии».