Исследование «Электоральный ракурс децентрализации на Харьковщине: выборы в новосозданных ОТГ» | АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР «ОБСЕРВАТОРИЯ ДЕМОКРАТИИ»

Исследование «Электоральный ракурс децентрализации на Харьковщине: выборы в новосозданных ОТГ»

29 октября в Зачепиловской, Коломакской, Оскольской, Золочевской, Малоданиловской, Натальинской и Малиновской объединенных территориальных громадах (ОТГ) Харьковской области состоятся первые выборы. Накануне дня голосования, в течение трех недель, 5-26 октября 2017 года, Аналитический центр «Обсерватория демократии» проводил исследование «Электоральный ракурс децентрализации на Харьковщине: выборы в новосозданных ОТГ».

В его рамках исследованы вопросы:

  • специфики образования ОТГ и их соответствия Перспективному плану формирования территорий громад Харьковской области;
  • активности политических партий в избирательной кампании в семи новосозданных ОТГ;
  • взаимодействия электоральных субъектов и властных структур в избирательных кампаниях;
  • хода избирательных кампаний в 7-ми ОТГ Харьковской области, где 29 октября состоится голосование;
  • ожиданий относительно выборов и дальнейших перспектив ОТГ.

Исследовательское задание Центра состояло в осуществлении глубокого политологического анализа электорального аспекта децентрализации на материале 7-ми новосозданных ОТГ Харьковщины. В результате экспертами Центра было подготовлено 7 аналитических материалов, посвященных отдельно каждой ОТГ (Зачепиловская, Коломакская, Оскольская, Золоческая, Малоданиловская, Натальинская, Малиновская).

Координатор исследования — Антон Авксентьев, кандидат политических наук.

Исследовательская группа: Антон Авксентьв, Валентина Киселева, Елена Украинец,  Виталий Носачов, Юлия Курочкина, Вадим Мухамедиев, Ясмин Хубияр.

По результатам исследования разработаны рекомендации:

  1. Реформа децентрализации предполагает, прежде всего, не изменение распределителей бюджета с центрального уровня на местный, а усиление участия громады в решении собственных проблем. Именно для этого ОТГ и предоставляются дополнительные полномочия и ресурсы. В то же время, осведомленность местных жителей относительно децентрализации и будущих изменений объективно достаточно низка. Инициатива по созданию ОТГ принадлежит местным сельским/поселковым главам, далее они согласовывают сотрудничество с областной/районной администрациями, а сами жители де-факто остаются на периферии этого процесса. Институт «общественных слушаний» на практике не работает — во-первых, в них участвует небольшой процент жителей, во-вторых, они слабо влияют на уже приготовленные решения. В электоральном ракурсе невовлеченность громады приводит к низкой явке на первых выборах и, соответственно, снижает легитимность результатов. Исходя из этого, необходимо усилить работу с местными жителями, не только информируя их, но и привлекая к принятию решений — в частности, по определению формата объединения, стратегическому плану развития ОТГ и тому подобних.
  2. По причине слабой осведомленности граждан о сути децентрализации процесс образования ОТГ замедляют определенные «мифы»: многие жители отождествляют децентрализацию с закрытием школ или ФАПов в своих населенных пунктах. Особый акцент необходимо сделать на разъяснительной работе и продвижении децентрализации в тех населенных пунктах, которые не будут центрами ОТГ — именно в них распространяется наибольше негативных стереотипов.
  3. Необходимо «деполитизировать» Перспективный план формирования территорий ОТГ в Харьковской области и вносить в него коррективы в соответствии с позициями самих местных жителей. Инфраструктурные и логистические критерии должны быть доминантными по отношению к электорально-кадровым. Нынешняя проблемная ситуация ярко проявилась на Красноградщине, где необходимо констатировать признаки политической составляющей в формировании контуров трех ОТГ района. Соответственно, не проникаясь конъюнктурными интересами политиков, жители многих сел не понимают, почему должны объединяться вокруг села Натальино, а не расположенного в 3-х км от него города Красноград, в котором находится вся необходимая инфраструктура. Жители Черкасской Лозовой, в свою очередь, не понимают, зачем присоединяться не к районному центру, а к другому селу, добраться до которого общественным транспортом можно не менее, чем за час-полтора. Было бы целесообразным создавать ОТГ, привлекая несколько местных советов с подчиненными им населенными пунктами, тогда как в случае Малоданиловской и Малиновской громад объединяются только два совета (или даже только два населенных пункта). В таком формате процесс децентрализации выглядит не столько как объединение громад для содействия развитию сел и поселков, а скорее как «налоговая оптимизация» для отдельного населенного пункта.
  4. Семь ОТГ Харьковской области, в которых 29 октября состоятся выборы, не имеют стратегических планов развития. Территориальные громады должны создавать стратегии собственного развития еще на начальных этапах процесса объединения, тогда как на поточном этапе стратегии рассматриваются как некое неприятное для местных руководителей требование от власти или доноров. В тех ОТГ, где стратегии в каком-то виде все же пишутся, часто к данному вопросу подходят сугубо формально, а отраслью экономического развития определяют, например, эко- и этно-туризм.
  5. Необходимо уменьшить влияние административных факторов на результаты выборов и «деполитизировать» создание ОТГ на Харьковщине. От президентской партии на выборы в семи ОТГ баллотируются 5 действующих глав «центральных» населенных пунктов, 1 глава села, которое входит в ОТГ, и 1 председатель районного совета. Само по себе это не является нарушением или каким-то негативом, однако, крайне важно, чтобы ОТГ создавались не только там, где инициатор объединения и главный фаворит избирательной кампании согласовал свою кандидатуру с президентской партией. Для того, чтобы Харьковщина оставила последние строчки рейтинга областей по проценту выполнения Перспективного плана необходимо, чтобы избирательный процесс разблокировался и там, где «БПП-Солидарность» не кооптировала рейтингового кандидата.
  6. Ярким негативным примером «административной политизации» децентрализации является массовое выдвижение от президентской партии педагогов и врачей. С одной стороны, сельские и поселковые школы действительно выступают чуть ли не единственным источником квалифицированных кадров для местного самоуправления — например, среди 7 действующих глав в центральных населенных пунктах ОТГ 6 ранее работали на педагогических и руководящих должностях в учебных заведениях. Но ситуация, при которой бывший директор школы баллотируется на должность председателя, работающие директора/учителя выдвигаются в депутаты совета, а другие учителя представлены в составе ТИК – выглядит архаично и фактически подрывает перспективы демократизации страны. Политизация образования негативно отражается на качестве образовательных услуг, а школы превращаются в агитационные площадки. Несмотря на конъюнктурные выгоды от этой практики, власть на центральном уровне должна выбрать курс на деполитизацию образования, сделав из школы территорию без политики.
  7. Действующие поселковые главы на Харьковщине, в основном, находятся на своих должностях уже не первый срок. Есть примеры первого избрания в 1980 (Рогань) или 1994 (Малиновка) году. При этом далеко не всегда соответствующие населенные пункты производят впечатление состоятельных и развитых. Как следствие, для уровня сел и поселков безальтернативные выборы советского образца с «бюллетенем на одного кандидата» не являются редкостью. Принимая тезис о том, что такие «главы-ветераны» могут действительно быть патриотами своей малой родины, компетентными и опытными хозяйственниками, тем не менее усматриваем определенную непоследовательность в законодательной базе, которая запрещает избираться на третий срок Президенту страны или ректору университета, но способствует едва ли не пожизненному правлению местных глав. Вероятно, стоит рассмотреть целесообразность введения соответствующих законодательных ограничений, что могло бы придать новый импульс развитию местного самоуправления.
  8. Политические партии должны активнее участвовать в выборах в ОТГ, даже в условиях мажоритарной системы относительногобольшинства в селах и поселках, которая позволяет самовыдвижение. Когда в обществе активно обсуждается проект изменения избирательной системы на пропорциональную с региональными открытыми списками, которая значительно усилит роль партий в политической жизни, необходимо, чтобы к этим партиям в обществе формировалось доверие. На поточном же этапе, по данным Центра Разумкова, доверие к партиям составляет 13% (при отрицательном балансе на уровне -62%). Для того, чтобы изменить эту ситуацию, партии должны привлекать в свои ряды местных лидеров и баллотироваться на текущих локальных выборах. При наличии 354-х зарегистрированных в Украине партий, на Харьковщине в 7 ОТГ участвуют меньше десятка (а реально провели работу по конкурентоспособному, а не формальному выдвижению кандидатов только «БПП-Солидарность» и ВО «Батькивщина»). Именно по причине пассивности политических партий, которые не смогли или не захотели разработать механизмы преодоления «кадрового голода», почти во всех ОТГ в некоторых округах выборы приобретают статус безальтернативных (когда подана только одна кандидатура).

Полный текст исследования в формате pdf – Электоральный ракурс децентрализации. АЦ Обсерватория демократии.

Исследование проведено в рамках проекта, который реализуется при финансовой поддержке Европейского фонда демократии (EED) и Правительства Канады