Завершился подсчет голосов на выборах в райсоветы и ОТГ. Прокомментируйте, пожалуйста, основные тенденции: 1. Партии «Разом» и «Слуга народа» получили в ОТГ гораздо лучшие результаты, чем на выборах в областной и Харьковских городской советы. С чем это связано? 2. Возможен ли конфликт между областным руководством и главами ОТГ из-за того, что они будут представлять разные партии? Возможна ли такая же ситуация между районным руководством и ОТГ? | АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР «ОБСЕРВАТОРИЯ ДЕМОКРАТИИ»

Завершился подсчет голосов на выборах в райсоветы и ОТГ. Прокомментируйте, пожалуйста, основные тенденции: 1. Партии «Разом» и «Слуга народа» получили в ОТГ гораздо лучшие результаты, чем на выборах в областной и Харьковских городской советы. С чем это связано? 2. Возможен ли конфликт между областным руководством и главами ОТГ из-за того, что они будут представлять разные партии? Возможна ли такая же ситуация между районным руководством и ОТГ?

На данный момент на сайте Центральной избирательной комиссии опубликованы результаты выборов 53-х глав и 45-ти советов территориальных громад. В лидерах по главам – «Слуга народа» (16; в партии заявляли о 18-ти громадах – возможно, добавятся еще два из трёх неопубликованных на сайте ЦИК громад), «Блок Светличной «Разом»» (12), «Блок Кернеса-Успешный Харьков» (11), самовыдвиженцы (8), «Оппозиционная платформа- За жизнь» (4). В лидерах по количеству громад, в которых партия заняла первое место – «Блок Светличной «Разом»» (13), «Оппозиционная платформа-За жизнь» (11), «Блок Кернеса-Успешный Харьков» (8), самовыдвиженцы (6; это возможно только в громадах до 10 тысяч избирателей), «Слуга народа» (6). Характерно, что не всегда совпадает партия, занявшая первое место, и субъект выдвижения новоизбранного главы громады. Данные еще обновляются, но общая картина для предварительного анализа уже складывается.

Успех «Блока Светличной «Разом»» и «Слуги народа» на «низовом» уровне местных выборов связан, прежде всего, с тем, что от этих партий баллотировалось много уже неоднократно переизбиравшихся действующих глав громад. По этому критерию они опередили и «Блок Кернеса», и особенно «ОПЗЖ», у которой достаточно низкие показатели побед на выборах глав громад на фоне партийных результатов на этих же территориях. «Слуга народа», отказавшаяся от концепции «новых лиц» в пользу традиционной для партий власти в Украине административно-патронажной модели, в этом смысле пошла по пути «Блока Порошенко» образца 2015-го года и «Партии регионов» 2010-го года, хоть и добилась в сравнении с ними более скромных результатов.

Действительно, в будущей каденции местных советов возможны сразу несколько потенциально конфликтных сюжетов, во-первых, из-за политической принадлежности к противоборствующим в регионе группам влияния, во-вторых, из-за первой апробации нынешней административно-территориальной модели.

Наибольшей загадкой на данный момент являются полномочия районных советов и администраций – можно предположить, что некоторые из них будут конфликтовать с руководителями расположенных на их территории громад (особенно, если к этому добавится партийно-политическое противостояние). Де-юре все громады должны находиться на прямых межбюджетных отношениях с госбюджетом, «в обход» районов. При этом завершение административно-территориальной реформы, по первоначальным планам, предполагало преобразование вертикали госадминистраций в институт «префектов» (в том числе, на районном уровне), в полномочия которого входила бы возможность приостановления любого решения местного совета на время его обжалования в суде. При такой модели конфликты между громадами, где победили оппозиционные к «Слуге народа» кандидаты, и государственной административной вертикалью неизбежны. Также потенциально проблемным сюжетом представляется открытие рынка земли – областной и районный советы могут попытаться оспаривать автономию территориальных громад в вопросах продажи земли.

На данный момент бюджетные полномочия районных советов выглядят весьма ограниченными – тем не менее, они были избраны, вдобавок, по партийно-пропорциональной системе без возможности самовыдвижения. Одним из последствий может стать «политизация» районных советов, которым, грубо говоря, будет нечем заниматься, кроме как шантажировать глав районных администраций вынесением недоверия. Для такого решения необходимы 2/3 голосов депутатского корпуса, и там где неформальная коалиция будет создана оппозиционными к «Слуге народа» партиями, вполне вероятны подобные прецеденты.

Аналитический центр «Обсерватория демократии».

Материал подготовлен в рамках проекта «Promoting Democratic Elections in Eastern Ukraine», который реализуется при финансовой поддержке Национального фонда в поддержку демократии (NED). Содержание публикации не обязательно отражает точку зрения NED и является предметом исключительной ответственности Аналитического центра «Обсерватория демократии».