Дискуссия «Гражданское образование — ключевой вектор демократизации Украины» | АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР «ОБСЕРВАТОРИЯ ДЕМОКРАТИИ»

Дискуссия «Гражданское образование — ключевой вектор демократизации Украины»

18 июля в Харькове в пресс-центре «Накипело» состоялась дискуссия на тему «Гражданское образование — ключевой вектор демократизации Украины», организованная Аналитическим центром «Обсерватория демократии». В обсуждении, целью которого было актуализировать и исследовать вопрос гражданского воспитания в качестве важного фактора на пути демократических преобразований, приняли участие эксперты, преподаватели, студенты, представители общественных объединений, СМИ.

Во вступительном слове директор Аналитического центра «Обсерватория демократии» Виктория Шевчук кратко презентовала основные цели и задачи Центра, подчеркнув, что кроме аналитических и мониторинговых политических исследований, «Обсерватория демократии» предоставляет возможность для всех заинтересованных субъектов политического процесса получить экспертный ответ с помощью опции «консультационная линия» на сайте Центра.

Представляя ведущего эксперта Аналитического центра «Обсерватория демократии» по вопросам гражданского образования Светлану Топалову, Виктория Шевчук отметила, что гражданское воспитание и образование в современных условиях составляет базовую и системную проблему в контексте развития украинского общества и государства.

Гражданское воспитание: украинские реалии

Насколько потребность в гражданском образовании уже сформировалась в обществе или его отдельных группах? С этого вопроса начала свой доклад эксперт Аналитического центра «Обсерватория демократии» Светлана Топалова. Ответ на него, по словам эксперта, содержат результаты социологических исследований, проведенных в 2016 году фондом Демократические инициативы и Центром Разумкова. Согласно этим данным, 56,8 % граждан Украины считают актуальным проведение государственной политики, направленной на объединение общества, а 16,2 % считают образовательные программы главным средством для достижения этой интеграционной цели. Таким образом, резюмировала Светлана Топалова, как минимум, можно исходить из того, что в обществе есть запрос и на гражданское образование, и на стратегию.

Состояние гражданского образования в Украине на сегодня, прежде всего, определяется отсутствием нормативной базы для гражданского воспитания, подчеркнула эксперт. Среди имеющихся нормативно-правовых актов можно выделить опубликованную в 2012 году «Концепцию гражданского образования и воспитания в Украине», однако, по словам Светланы Топаловой, «дальше этого шага дело не пошло». Утвержденная в 2015 году «Стратегия национально-патриотического воспитания детей и молодежи на 2016 — 2020 годы», добавила она, на гражданское воспитание не ориентирована.

По мнению Светланы Топаловой, эта проблема находится и за пределами образовательных реформ. В ныне действующем и в Проекте нового Закона «Об образовании» упоминается о воспитании сознательных и ответственных граждан, однако ресурсы для этого не определены, констатировала эксперт. Также она добавила, что в принятой правительством в 2016 году «Концепции реализации государственной политики в сфере реформирования общего среднего образования «Новая украинская школа» на период до 2029 года» о гражданском образовании не упоминается вообще.

Соответственно, заметила Светлана Топалова, наша первая экспертная рекомендация, которая была сформирована по результатам проведенного исследования — это необходимость разработки украинской нормативной базы в области гражданского воспитания на основе соответствующих документов ведущих европейских стран и международных институтов.

Какой должна быть государственная стратегия гражданского образования?

Анализируя вопрос необходимых системных и комплексных действий со стороны государства в сфере гражданского образования, по мнению Светланы Топаловой, государственная стратегия по общественному воспитании должна включать следующие компоненты:

  • Общегосударственные и региональные цели, задачи и векторы, сформированные на основе достижения общественного консенсуса, который, в свою очередь, базируется на общеевропейских ценностях.
  • Нейтрализацию тех факторов, которые провоцируют и усугубляют ценностный раскол в обществе. Одним из таких, отметила эксперт, являются представления об истории и сформированная на их основе социальная память. Поэтому написание реальной истории, изложение архивных материалов, дискуссионный стиль преподавания — это одна из ключевых составляющих.
  • Разъяснение сути современной демократии и воспитания граждан в духе ее базовых ценностей и принципов, поскольку большинство украинцев не имеют адекватных представлений о том, что такое демократия и как она функционирует.
  • Развитие самоуправления как базового института демократии. И школьного самоуправления как его неотъемлемой части, как школьного практикума, который формирует гражданина.

Гражданское образование для отдельных целевых групп

Два главных фактора, по словам Светланы Топаловой, определяют особенности гражданского образования для пограничных, прифронтовых, коммунизированных регионов:

  • Состояние сознания жителей этих регионов, которому присущи: ностальгия по СССР; пророссийские настроения; низкий уровень гражданской идентификации; достаточно высокий уровень агрессивности, насаженной извне; сепаратистские настроения, хотя и несколько скрытые в текущий момент.
  • Определяющая роль этих регионов в процессе реинтеграции на данный момент неподконтрольных территорий. Приграничные регионы приняли наибольшее количество переселенцев. Именно поэтому переселенцы — это важный ресурс реинтеграции. Если они вернутся носителями других ценностей, отметила эксперт, то станут их проводниками среди граждан, которым сейчас активно «грузят» мозг «русским миром».

Очевидной является потребность и в выработке особых подходов к разным группам переселенцев, добавила эксперт. Еще одна группа, по словам эксперта, — это студенты, которые учатся в харьковских вузах, а их родители живут на неподконтрольных территориях или даже «работают на республики». «Работа с этой молодежью, очевидно, должна направляться еще и на перевоспитание их родителей. Как показывает опыт разных стран, влияние на родителей через детей является очень эффективным».

Проблема «свободы действия» учителей и качества педагогических кадров

Дискуссионную часть обсуждения начал Сергий Касьянов, руководитель Харьковского городского общества защиты потребителей «Антимафия», согласившись с тем, что гражданскому образованию нужно учить с раннего возраста. Однако, заметил Сергий Касьянов, кроме предоставления теоретических знаний, достаточно важным вопросом является модерирование демократического поведения, в частности, в школах, которые, например, довольно часто являются избирательными участками.

То есть, проблема заключается в том, добавил он, что учителя своим поведением зачастую не способствуют усвоению демократических норм, в том числе тогда, когда под давлением администрации оказывают влияние на процесс подсчета голосов. Поэтому, необходимо также обеспечить условия независимости учителей от власти.

Преподаватель Харьковского учебно-научного института «Университет банковского дела» Роман Галич среди важных шагов на пути к созданию эффективного института гражданского образования выделил вопрос подготовки педагогических кадров. Государственную стратегию, добавил он, прежде всего, необходимо разрабатывать в сфере подготовки учителей и, соответственно, повышать качество педагогических учреждений. По мнению Романа Галича, назначение на должность учителя целесообразно было бы организовать по примеру конкурсного отбора кадров в НАБУ, когда б родители были привлечены к соответствующим конкурсным советам.

Как преодолеть состояние «симулякра» гражданского образования?

Несмотря на определенную «эйфорию от демократизации», которая наблюдалась в начале 90-х годов и, казалось, сможет положительно повлиять на развитие гражданского образования, по мнению Светланы Топаловой, сейчас ситуацию в этой сфере можно охарактеризовать как создание и функционирование «симулякра». То есть, имеется множество публикаций учителей на тему значительной важности гражданского воспитания, однако, по сути, само гражданское образование практически отсутствует.

Что следует делать, чтобы избавиться от подобного симулякра? Этот вопрос эксперту задал преподаватель Харьковского национального университета им. В. Н. Каразина Игорь Соломадин. В Западных странах, отвечая на вопрос, заметила Светлана Топалова, опыт гражданского образования опирается на специальные государственные программы в рамках государственной стратегии.

Так, по словам эксперта, уже со второго класса ученики начинают изучать граждановедение, где узнают о том, кто такой гражданин, что такое право, в чем заключаются права гражданина и т. д. То есть, по мнению Светланы Топаловой, следует адаптировать опыт внедрения специальных дисциплин, с помощью которых учащиеся получали бы необходимые теоретические основания.

Дискутируя с экспертом, Игорь Соломадин отметил, что, по его мнению, одного внедрения дополнительных теоретических дисциплин недостаточно для изменения ситуации в сфере гражданского воспитания. Однако, по словам Игоря Соломадина, целесообразным является создание практических учебных ситуаций, определенного опыта, в ходе которого учащиеся имели бы возможность практически усваивать принципы гражданского образования (например, указанная экспертом практика школьного самоуправления). Самое главное, подчеркнул преподаватель, — это обучение через опыт собственной жизни и возможность его рефлексии

Приоритетное знание — навыки действия и ценности

С тем, что навыки действия — это приоритетная компетенция, которую должны получать школьники, особенно младших классов, согласилась и директор Аналитического центра «Обсерватория демократии» Виктория Шевчук. Другим важным направлением реформирования, подчеркнула Виктория Шевчук, должны стать системные изменения образования как такового, поскольку в современном состоянии образовательная система функционирует ради самой себя, в инерционном режиме, отдельно от реальной жизни.

Особое внимание Виктория Шевчук обратила на необходимость обучать демократическим ценностям. Поскольку ценности, добавила она, играют важную роль в контексте задач демократизации Украины. Эффективные демократические политические институты, по словам Виктории Шевчук, можно сформировать только при условии наличия соответствующего ценностного наполнения, а не только копированием внешней формальной оболочки.

Политическая культура и субъекты гражданского образования

Более того, отметил доктор политических наук, преподаватель Харьковского национального университета им. В. Н. Каразина Виктор Рубанов, когда мы говорим об обучении демократическим ценностям, речь также идет о формировании соответствующей гражданской политической культуры. То есть, в контексте гражданского образования, по мнению политолога, мы должны ставить также вопрос развития политической культуры нового демократического типа, начиная от школьного и заканчивая высшим образованием.

По мнению Виктора Рубанова, вопрос политического образования молодежи является остро актуальным, поскольку согласно исследованиям социальных психологов примерно 70 % собственных знаний человек формирует в возрасте от 12 до 14 лет, и только 30 % — в течение оставшейся жизни. Сможет ли государство обеспечить надлежащее качество гражданского образования? По словам Виктора Рубанова, нет, поэтому решение этой задачи ложится на общественные организации.

Вопрос по организационному обеспечению гражданского образования также поднял преподаватель Харьковского национального университета им. В. Н. Каразина Михаил Чугуенко. По его мнению, целесообразно создать специальную организацию или сеть организаций, которые будут координировать свои действия в сфере развития институтов гражданского воспитания.

Особое внимание, по его мнению, стоит также уделить разработке теории гражданского образования, которую педагоги могли бы использовать на правах «интеллектуального разделения труда». И, конечно, заметил Михаил Чугуенко, учитывая важное значение мотивации, то есть предпосылок для эффективного внедрения гражданского образования, необходимо исследовать культуру, которая на данный момент сопротивляется развитию сферы общественного воспитания.

Сергей Бакуменко, представитель Общественного совета при Харьковской областной государственной администрации, отметил чрезвычайную актуальность и значимость темы гражданского образования. Он также добавил, что подобная тематика требует дальнейшего тщательного изучения, в частности с помощью таких социологических методов, как опрос.

Пострелиз опубликован на сайте «Громадський простір»

Дискуссия проведена в рамках проекта, реализуемого при финансовой поддержке Европейского фонда демократии (EED) и Правительства Канады