Динамика децентрализации в Сумской области | АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР «ОБСЕРВАТОРИЯ ДЕМОКРАТИИ»

Динамика децентрализации в Сумской области

Децентрализация выступает одной из немногих «еврореформ», которая действительно консолидирует украинский политикум и общество. В то же время, децентрализация предполагает комплексные изменения, касающиеся различных сфер — анализируя ход реформы на Сумщине, в предложенном материале от Аналитического центра «Обсерватория демократии» мы обращаемся к процессам объединения территориальных громад, проведения в них первых выборов, вопросам образования, охраны здоровья, наполнения местных бюджетов.

Ход реформы: много ОТГ — мало сотрудничества

Пограничный статус Сумской области обуславливает значительный интерес к ней в контексте современных вызовов, стоящих перед Украиной. Эффективность коммуникации местной власти и граждан в приграничных с Россией регионах становится вопросом национальной безопасности, потому что сами эти области объективно относятся к наибольшей «зоне риска». Позитивным сигналом о характере этого взаимодействия выступает первое место Сумской области в региональном рейтинге легкости ведения бизнеса, составленном летом 2017 года Офисом эффективного регулирования и Союзом украинских предпринимателей.

Непосредственно для оценки хода реформы децентрализации, вероятно, более показателен рейтинг областей Министерства регионального развития Украины, в котором определялась интенсивность процессов добровольного объединения громад по состоянию на 1 сентября 2017 года. В общем рейтинге областей по формированию объединенных территориальных громад (ОТГ) Сумская область заняла 6 место, показав значительные результаты по следующим параметрам: количество созданных ОТГ (7 место), покрытие площади области ОТГ (8 место), количество ОТГ с численностью менее 5 тыс. человек (7 место).

Источник: Мониторинг процесса децентрализации власти и реформирования местного самоуправления по состоянию на 08.09.2017 Министерства регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Украины.

По индикатору института старост в ОТГ, Сумская область также среди лидеров — на данный момент в регионе работает уже 103 старосты, однако ни один пока не прошел избирательную процедуру. По закону, староста избирается на 5 лет, является членом исполнительного комитета местного совета, представляет в нем интересы жителей села, осуществляет коммуникацию между властью и жителями села. Общее количество старост в ОТГ по Украине составляет 2362, но из них только 597 являются избранными. Эти показатели подталкивают к выводу о необходимости ускорения проведения выборов старост в ОТГ для их легитимации.

Проблемным моментом на пути развития ОТГ в Сумской области выступает минимальный уровень сотрудничества между территориальными громадами, который выражается в малом количестве заключенных договоров межмуниципального сотрудничества. На сегодня только 2 территориальные громады воспользовались инструментами межмуниципального сотрудничества и был заключен 1 договор о сотрудничестве.

Источник: Мониторинг процесса децентрализации власти и реформирования местного самоуправления по состоянию на 08.09.2017 Министерства регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Украины.

В целом, сотрудничество может осуществляться в следующих формах:

1) делегирование одного из субъектов сотрудничества другими субъектам сотрудничества выполнения одной или нескольких задач с передачей ему соответствующих ресурсов;

2) образование субъектами сотрудничества общего управленческого органа для совместного выполнения законных полномочий;

3) формирование субъектами сотрудничества общих коммунальных предприятий, учреждений и организаций, совместных инфраструктурных объектов;

4) совместного финансирования субъектами сотрудничества учреждений коммунальной формы собственности — инфраструктурных объектов;

5) реализации совместных проектов, предусматривающую координацию деятельности субъектов сотрудничества и аккумулирования ими на определенный период ресурсов.

Например, в соседней Полтавской области 190 громад воспользовались инструментами такого сотрудничества и заключили 37 соглашений, а в Харьковской области — соответственно 35 громад и 9 соглашений. Сотрудничество территориальных громад выступает инструментом, который позволяет двум или более громадам в лице соответствующих советов совместно реализовать проекты по различным направлениям.

Еще одним негативным внешним фактором для налаживания сотрудничества между ОТГ выступает то, что Сумская область не входит в перечень регионов, в которых реализуется программа «DOBRE». В том числе и поэтому в ОТГ Сумской области почти нет собственных сайтов, на которых можно было бы ознакомиться со стратегиями развития соответствующих громад. ОТГ Сумщины делают только первые шаги в стратегическом планировании, хотя по логике, планирование должно предшествовать объединению общин.

«Старые» ОТГ: состоятельность и развитие

Одним из ключевых аспектов реформы выступает финансовая децентрализация и увеличения местных бюджетов. На уровне областного бюджета Сумщина не отмечена стремительным ростом — утвержденный на 2017 год общий объем (5,7 млн.грн) лишь на 7 % превышает прошлогодний. Для сравнения рост доходной части государственного бюджета Украины в 2017 году был запланирован на уровне 21 % (721 млрд. грн. против 595 млрд. грн. в 2016 году). Впрочем, учитывая уровень инфляции и девальвации гривны, к этим «ростам» также нужно относиться с определенной долей скепсиса.

В то же время, одно из ключевых отличий децентрализации от федерализации заключается в том, что дополнительные полномочия и ресурсы передаются на уровень органов местного самоуправления территориальных громад — то есть к сельским, поселковым, городским советам. Поэтому более показательным выступает рост именно этих бюджетов, а не областного. Например, бюджет села Боромля, которое стало центром новосозданной ОТГ, увеличился с 5,6 до 30,6 млн. грн., а запланированные собственные доходы поселка Хотинь в 2017 году выросли более чем вдвое (с 5,9 млн. грн. до 12,3 млн. грн.).

В целом, на данный момент в Сумской области создано 29 ОТГ, из которых 14 перешли на прямые отношения с государственным бюджетом. По сравнению с показателями годовалой давности, сделано очень ощутимый шаг вперед — еще в середине 2016 года в области была создана лишь одна объединенная громада. Действующая редакция Перспективного плана формирования территорий громад Сумской области предусматривает создание 55-ти ОТГ — соответственно, пока можно констатировать 53 % -й уровень выполнения плана по количеству громад, однако не по численности охваченного населения.

Как и в других регионах, в процессе создания громад очень пассивно себя ведут города, в первую очередь, из-за нежелания мэров идти на новые выборы. К тому же города областного значения и так находятся на прямых отношениях с государственным бюджетом, поэтому уже воспользовавшись преимуществами финансовой децентрализации, мэры не имеют рациональной мотивации рисковать должностью и объединяться с селами. Расконсервировать этот процесс сможет принятие Верховной Радой законопроекта № 6466, который автоматически приравняет города областного значения к состоятельным территориальным громадам и позволит соседним селам / поселкам присоединяться к ним без проведения первых выборов.

Что касается 14 ОТГ Сумской области, которые уже находятся на прямых отношениях с государственным бюджетом, по оценке Министерства регионального развития, строительства и ЖКХ, по итогам первого полугодия 2017 года, громады демонстрируют противоположные траектории развития и заняли очень разные места в составленном Минрегионом рейтинге состоятельности громад.

ОТГ Собственные доходы на 1 жителя (за 6 месяцев) % базовой/ реверсной дотации Капитальные расходы на 1 жителя (без субвенций) % расходов на содержание апарата управления в доходах
44 Хотинская 2000 5% 183 12,8%
68 Боромлянская 1497 2,3% 197 18,9%
80 Николаевская 1712 0% 104 19,9%
98 Недригайловская 1608 0% 122 23,5%
111 Шалыгинская 1446 2,4% 542 36,7%
119 Николаевская 1343 6,8% 398 28,4%
126 Дружбовская 1427 2,8% 78 23,1%
138 Миропольская 1254 14,7% 415 25,5%
178 Знобь-Новгородская 1346 11,1% 198 36,9%
187 Березовская 1376 9,8% 123 36,7%
233 Бездрицкая 1034 16,5% 17 22,2%
242 Кириковская 969 13,2% 33 28,6%
278 Грунская 864 19% 49 42%
306 Нижнесыроватская 706 24,3% 32 32%

Источник: данные с сайта Министерства регионального развития, строительства и ЖКХ Украины.

По сравнению с другими регионами сразу заметны два отличия: во-первых, ни одна из громад не подпадает под реверсную дотацию (применяется для «горизонтального выравнивания» по отношению к состоятельным громадам с большой долей собственных налоговых поступлений в доходной части бюджета), во-вторых, ОТГ Сумщины отмечены достаточно высоким средним процентом расходов на содержание аппарата управления. В среднем этот показатель составляет 27,6 % — то есть более четверти доходов расходуется на обеспечение управления громадой (для сравнения, в Харьковской области — 18,75 %).

«Новые» ОТГ: выборы и перспективы

Крайне существенным импульсом в процессе объединения территориальных громад стало назначение Центральной избирательной комиссией первых выборов в 201 ОТГ (это 49 % от суммарного количества уже созданных за 2015-2017 годы громад). 29 октября состоятся выборы и в 9 объединенных территориальных громадах Сумщины, которые с 1 января 2018 перейдут на прямые отношения с государственным бюджетом и почувствуют значительное увеличение местных бюджетов (практика показывает, что следует ожидать роста в несколько раз).

ОТГ Количество жителей Количество советов в составе ОТГ % жителей центра Действующий глава Выдвижение на местных выборах 2015 г. 1-е избрание (год)
Бурынская (Бурынский район) 15 595 9 57 % Виталий Мельник Самовыдвижение член «Воли Народа» 2015
Дубовязовская (Конотопский р-н) 7 961 6 40 % Тамара Марусиченко Самовыдвижение 2006**
Коровинская (Недригайловский р-н) 4 630 3 58 % Сергей Шило Самовыдвижение 2010
Комышанская (Ахтырский р-н) 3 143 3 39 % Александр Пыхтин Самовыдвижение 2013
Чернетчинская (Ахтырский р-н) 11 155 9 20 % Алексей Гопко Самовыдвижение 2008
Новослободская (Путивльский р-н) 4 646 6 34 % Сергей Крюков Самовыдвижение 2015
Степановская (Сумский р-н) 7 413 2 75 % Владимир Лукаш Самовыдвижение, сотрудник СОДА 2015
Тростянецкая (Тростянецкий р-н) 23 135 3 92 % Юрий Бова «Сила Людей» 2005
Верхнесыроватская (Краснопольский + Сумский районы) 6 921 2 69% Алла Александрова СДП (Партия простых людей Сергея Каплина) 2015

* Данные по численности жителей могут несколько отличаться из-за устарелости имеющейся в открытом доступе статистической информации, однако позволяют составить представление о размере громады и соотношении жителей в центре и на периферии;

** по Дубовязовской ОТГ в открытом доступе отсутствует информация о пребывании действующего главы на должности до 2006 года.

Особое внимание, вероятно, будет приковано к выборам в городах, где голосование пройдет по пропорциональной персонифицированной системе (то есть, с обязательным участием партий). Хотя ни в Бурыне, ни (особенно) в Тростянце, на первый взгляд, не стоит ожидать особой интриги.

Мэр Бурыни, Виталий Мельник (официальная биография которого на сайте городского совета «находится в состоянии разработки и наполнения») на местных выборах 2015 года победил в качестве самовыдвиженца, одновременно являясь членом политической партии «Воля Народа». Технологически (с точки зрения размера фракции «Воля Народа» в городском совете) это решение кажется ошибочным, однако, безусловно, у кандидата в мэры могли быть свои мотивы. В 2015 году Мельника поддержали 45 % избирателей, и создав широкую коалицию (секретарь городского совета — представитель «Солидарности-БПП» Александр Зикратий), он, вероятно, уверен в своем переизбрании и рассчитывает на помощь со стороны областной и районной администрации.

Еще более стойкими выглядят позиции действующего мэра Тростянца Юрия Бовы, который на выборах 2015 года одержал победу с результатом 67 % и, возглавив список «Силы Людей» на выборах в городской совет, сумел сформировать собственное однопартийное большинство (15 мандатов из 26, еще 6 — у «Батькивщины», 3 — у «Солидарности-БПП», 2 – у «Оппозиционного блока»). Юрий Бова впервые был избран депутатом городского совета в 26 лет, в феврале 2005 года сначала стал секретарем совета, а на досрочных выборах в мае 2005 года получил мэрское кресло.

Действующий городской глава уже трижды успешно переизбирался — в 2006, 2010 и 2015 годах. Вызывает интерес реализованный им проект создания в городе сети ОСН, которая покрывает уличными комитетами все 189 улиц Тростянца в частном секторе, а также домовыми комитетами — все многоэтажки. В аналитической статье «Децентрализация в большом городе: политический аспект ОСН и ОСМД» мы уже обращали внимание на то, как мэры инициируют создание ОСН и используют их как в период между, так и во время электоральных кампаний. Что касается выгоды от фактического присоединения к Тростянцу двух небольших сел, мэр, который пришел в политику из бизнеса, наверное, хорошо понимает, как может возрасти бюджет от изменения статуса «город районного значения» на «состоятельная городская ОТГ».

Касательно сельских и поселковых выборов, на первый взгляд, наиболее интересными могут стать кампании в тех ОТГ, где центр объединения имеет мощную альтернативу со стороны другого соразмерного с ним населенного пункта (особенно при достаточно благоприятной логистике и расположении этого «альтернативного центра»). Подобная ситуация сложилась в Чернетчинской ОТГ, где объединяются сразу 9 сельских советов, а непосредственно село Хухра больше по численности жителей за село Чернетчина; а также — в Камышанской ОТГ, где центр громады уступает по количеству избирателей селу Малая Павловка, в котором, кстати, по меньшей мере, с 2006 года переизбирается одна и та же глава (Татьяна Резниченко).

Для точного прогнозирования результатов выборов нужно более глубокое погружение в тему и, вероятно, проведение количественных социологических исследований, однако в первом приближении представляется уместным провести параллели с предыдущими выборами в 4-х ОТГ на Сумщине, которые состоялись 30 апреля 2017. Во-первых, следует отметить достаточно высокую активность избирателей (по сравнению, например, с соседней Харьковской областью): в Кролевецкой городской ОТГ явка составила 34,3 % (в городах она традиционно ниже села), в Краснопольской поселковой — 41,5 %, в Ольшанской и Бочечковской сельских ОТГ — соответственно 49,8 % и 61,1 %.

Во-вторых, победу на выборах в сельских и поселковых ОТГ получили представители «Солидарности-БПП» (в двух случаях ее кандидаты, а еще в одном — лояльный к администрации и президентской партии самовыдвиженец). А в городской Кролевецкой ОТГ победил действующий мэр Александр Бобровицкий (партия «Укроп»). Соответственно, априори фаворитами выборов в ОТГ являются: (а) действующие главы и их команды депутатов; (Б) кандидаты, на которых делается ставка администрацией (областной и районной).

Очень часто эти два пункта совпадают, потому что сам процесс объединения громад предусматривает тесное сотрудничество между действующими председателями советов и областной администрацией. А наиболее благоприятными для президентской силы выступают выборы именно в сельской местности. Возможность для проверки этих гипотез появится уже с результатами голосования 29 октября.

В то же время сведение всего комплекса реформ децентрализации исключительно к созданию ОТГ значительно сужает понимание децентрализации и объем задач, которые стоят перед местной властью. В частности, децентрализационный вектор заложен в реформы образования и здравоохранения.

Децентрализация образования: опорные школы и эффективность учебных заведений

По замыслу реформаторов, целью деятельности опорных школ выступает уменьшение разрыва между качеством образовательных услуг в городах и в сельской местности. Логика проста — на обучение одного ребенка в селе тратится больше, чем в городе, а результаты ВНО — значительно хуже.

Согласно исследованию, проведенному в сентябре 2017 года аналитическим центром CEDOS, среди участников ВНО, которые в этом году не набрали даже минимальных баллов, в полтора-два раза больше выпускников сельских школ, чем городских. 20 % сельских выпускников провалили тесты по математике и английскому языку. А среди тех, кому удалось пройти тест, оценки существенно ниже — сельский одиннадцатиклассник получил, в среднем, на 12 баллов меньше.

Государственная политика заключается в том, что малокомплектные школы должны превратиться в начальные. Согласно Закону о государственном бюджете Украины, те общеобразовательные школы, где насчитывается менее 25 учеников, не получат субвенцию. Государство финансово заставляет 360 мелких школ снизить свой уровень аккредитации. В то же время в экспертной среде считают, что норму минимального количества учеников для школ I-III степени аккредитации следует поднять примерно до 40. Хотя и при таком количестве, на каждой параллели будет менее четырех учеников.

Согласно «Положению об образовательном округе», опорное учебное заведение выступает юридическим лицом, имеет счета в органах Казначейства, самостоятельный баланс, штамп, печать и имеет в своем составе филиалы. Количество учащихся (воспитанников) опорного учреждения (без учета учащихся (воспитанников) филиалов), как правило, составляет не менее 200 человек. Филиал не является юридическим лицом и действует на основании положения, утвержденного в установленном порядке. Филиал выполняет функции начальной школы, а также может по решению учредителя выполнять функции основной школы.

В Сумской области функционирует 514 общеобразовательных учебных заведений с ученическим контингентом в 93 311 человек. Сумская область вместе с Черниговской и Кировоградской вошли, по оценке Министерства образования и науки Украины, в тройку регионов с наиболее неэффективной сетью школ. В частности, в области в 51 % школ I степени учится менее 10 учеников в каждой, в 61 % школ I-II степени — до 40 учеников, в 49 % школ I-III степени — до 100 учеников.

Исходя из этого, в течение 2016 года было закрыто 11 и реорганизовано 29 учебных заведений (26 заведений с понижением степени). Таким образом, образование опорных школ выступает одним из инструментов оптимизации неэффективной сети школ для экономии ресурсов и улучшения качества предоставления образовательных услуг в сельской местности. По состоянию на сентябрь 2017 года в области создано 20 опорных школ (9 опорных школ функционирует в ОТГ).

Источник: Мониторинг процесса децентрализации власти и реформирования местного самоуправления по состоянию на 08.09.2017 Министерства регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Украины.

Хотя само новшество с созданием опорных школ поддерживают не все эксперты. В частности, экс-руководитель Украинского центра оценивания качества образования Игорь Ликарчук видит проблему в том, что большие средства будут отвлекаться на решение проблем одного или нескольких населенных пунктов, в то время, когда остается проблема финансирования системы общего среднего образования в целом. В таком случае может сложиться ситуация, когда одни школы будут иметь искусственно созданные идеальные условия для обучения, а качество образования в других школах будет хуже. Опорные школы могут оказаться «показательными витринами», в которых действительно состоится приближение к современным мировым стандартам образования, но эти изменения не распространятся на другие школы.

Госпитальные округа Сумской области: в начале пути

По словам заместителя министра здравоохранения Павла Ковтонюка, главным мотивом создания госпитальных округов выступает упорядочение сети стационарных больниц в районах, которое обеспечит качественные и доступные медицинские услуги людям, проживающим в селах и небольших городах. Чиновник обращает внимание на то, что значительное количество государственных медицинских учреждений — маломощные и недогружены, что приводит к потере врачом необходимой квалификации.

Госпитальные округа должны оптимизировать сеть лечебных учреждений и гарантировать доступ людей к качественной медицине. По рекомендации правительства, госпитальные округа формируются при наличии населения не менее 200 000 человек и больницы II уровня; или населения 120 000 человек, больницы I уровня и возможности добраться до нее за 60 минут. Правительство планирует, что каждая область получит 3-7 госпитальных округов. Для большинства районов и небольших городов появится необходимость объединяться, чтобы создать дееспособные и мощные медицинские учреждения с достаточным количеством пациентов.

В начале 2017 года Министерство здравоохранения вернуло проект госпитальных округов Сумщины на доработку. То есть не согласовали предложенный местными властями вариант объединения больниц из близлежащих районов в шесть округов. Заместитель министра здравоохранения Украины Павел Ковтонюк причиной назвал несоответствие методике, прописанной в Постановлении Кабмина № 932, а именно недостаточное количество населения в Роменском и Глуховском округах. В постановлении говорится о минимум 120 тыс. населения на один округ, тогда как в Глуховском в наличии — 84 тыс., а в Роменском — 117 тыс.

Источник: инфографика с сайта интернет-издания «Трибуна».

Предложенный проект предусматривал создание в пределах области шести госпитальных округов: Сумской округ с центром в Сумах включил в себя больницы из Лебединского, Краснопольского и Белопольского районов. В Конотопском округе (с центром в Конотопе) должны были обслуживать жителей Конотопа, Бурынского и Кролевецкого районов. За Ахтырским с центром в Ахтырке закрепили Ахтырский, Великописаревский и Тростянецкий районы. Ямпольский, Середина-Будский и Шосткинский образовали Шосткинский госпитальный округ с центром в Шостке. Роменский округ состоял из Недрыгайловского, Липоводолинского и Роменского с центром в Ромнах. Глуховский округ с центром в Глухове образовали из Глуховского и Путивльского районов.

Согласно методологии создания госпитальных округов (ГО), местные администрации формируют границы госпитальных округов и представляют на утверждение правительства, оставляя за собой право определять, какой должна быть сеть медицинских учреждений в госпитальном округе, какие больницы стоит перепрофилировать, а медицинские учреждения дополнительно создать, как пациенты смогут к ним доехать, какие дороги для этого необходимо отремонтировать или построить.

Бурные дискуссии насчет количества госпитальных округов возникают во многих областях: местные власти пытаются максимизировать количество округов, а правительство — минимизировать. Объективная составляющая, которую подчеркивают местные руководители, заключается в том, что при малом количестве округов не удастся обеспечить «принцип 60 минут» (максимальное время на преодоление расстояния от любой точки округа в больницу).

Хотя существует и субъективно-политическая составляющая. По мнению эксперта общественной организации «Клуб Шанс» Андрея Букина, к торможению процесса создания госпитальных округов в Сумской области могут быть причастны народные депутаты Андрей Деркач и Николай Лаврик. Глухов и Глуховский район является вотчиной народного депутата Андрея Деркача, а Ромны и Роменский район — округ Николая Лаврика. Эксперт предполагает, что именно категорическая позиция нардепов может блокировать на уровне областной власти разработку альтернативных карт-планов с 4-мя, а не 6-ю госпитальными округами.

По нашему мнению, эта версия имеет право на жизнь, и дело здесь не только в давлении со стороны избирателей, но и в достаточно вероятном переносе структуры госпитальных округов в проект нового административно-территориального устройства. В правительстве неоднократно говорили о необходимости укрупнения существующих районов, а в новой трехуровневой структуре органов местного самоуправления (область — район — община) предусмотрено 120-150 районов на всю страну. Правительство отстаивает такое же количество госпитальных округов, поэтому вполне вероятно, что борьба нардепов и местных элит, на самом деле, ведется не за больницу, а за статус отдельной административно-территориальной единицы районного уровня для своей «вотчины».

Выводы

  1. По количественным показателям создания состоятельных объединенных общин Сумская область выступает одним из лидеров в Украине (6 место), и до конца года вполне вероятно превысит планку в 30 ОТГ. В то же время, города довольно медленно присоединяются к этому процессу (единичные примеры Кролевец, Дружба, Тростянец), а, соответственно, процент охваченного населения существенно меньше процента выполнения плана по формированию ОТГ. Ситуации может помочь принятие Верховной Радой законопроекта № 6466, который приравняет города областного значения к состоятельным ОТГ и позволит присоединение к ним соседних населенных пунктов без проведения первых выборов.
  2. Однако, возможно, более существенным вопросом выступает не количество, а качество громад — вовлеченность населения в управление, стратегическое планирование развития, рост собственных доходов именно за счет местных налогов, а не дотаций и т. д. Судя по рейтингу финансовой состоятельности ОТГ, у громад Сумщины, например, существуют некоторые проблемы с чрезмерными расходами на содержание аппарата управления. Это тот круг проблем, решение которых должно стать следующим шагом децентрализации на Сумщине.
  3. 29 октября в 9-ти ОТГ Сумской области состоятся первые выборы. Можно спрогнозировать, что в двух городских ОТГ больше всего шансов на победу имеют инициаторы объединения, действующие главы Виталий Мельник и Юрий Бова. В целом, фавориты на первых выборах в ОТГ априори действующие главы и депутаты, которые согласно самой процедуре формирования ОТГ вынуждены довольно тесно сотрудничать с областными администрациями. Согласно администрациям, которые в Украине не находятся вне партийной политики, несмотря на Закон Украины «О государственной службе», могут кооптировать в свои команды действующих депутатов, работников исполкомов, директоров школ, учителей, врачей и тому подобное. Наиболее ощутимый эффект для благоприятного исхода президентской силе это дает в сельской местности, где партийный фактор (и соответствующие антирейтинги) имеют относительно меньшее значение, а голосование носит личностно-ориентированный характер.
  4. Децентрализация образования, в целом, и идея создания опорных школ, в частности, выступает реакцией на долговременные негативные тенденции в этой сфере, которые сложились за предыдущие годы. Ухудшение демографической ситуации, перманентное недофинансирование и нарастающая урбанизация создали значительный дисбаланс между качеством образования в городе и селе. По замыслу министерства, опорные школы должны стать площадками для качественного образования и обеспечить конституционное право на качественное и доступное образование. В Сумской области сейчас создано 20 опорных школ, 9 из которых функционируют в ОТГ — по сравнению с другими регионами Украины этот показатель можно характеризовать как «выше среднего».
  5. Правительство не утвердило структуру госпитальных округов в Сумской области, в отличие от 14-ти регионов. Местная власть подала проект с шестью округами, тогда как согласно методикам Кабинета Министров, учитывая численность населения в области, должно быть создано 4 округа. Эта проблема, очевидно, выходит за рамки сферы децентрализации медицины и напрямую связана с изменениями административно-территориального устройства Украины, которые составят следующий этап децентрализации после создания ОТГ. Границы утвержденных госпитальных округов вполне могут быть полностью или частично положены в основу нового устройства, поэтому «местные патроны» (депутаты, бизнесмены, областные чиновники) пытаются отстоять субъектность своих вотчин и предоставить им статус отдельного госпитального округа.

Антон Авксентьев, Николай Назаров

Аналитический центр «Обсерватория демократии»

Опубликовано на сайте «Сумской новостной портал»

Материал подготовлен в рамках проекта, который реализуется при финансовой поддержке Европейского фонда демократии (EED) и Правительства Канады