Гражданин для демократического государства: стратегия воспитания | АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР «ОБСЕРВАТОРИЯ ДЕМОКРАТИИ»

Гражданин для демократического государства: стратегия воспитания

После обретения независимости Украина задекларировала свою приверженность целям демократизации и европейской интеграции. Вполне логично, ведь привлекательные примеры расположились рядом: восточноевропейские и балтийськие страны быстро, по историческим меркам, стали членами европейского сообщества. Однако, в отличие от них, Украина уже четверть века воспроизводит преимущественно намерения. Это вполне соответствует интересам устаревших элит, ведь переход от деклараций к реальным действиям предусматривает ряд системных реформ.

Фундаментом и одним из ключевых направлений этих реформ должно быть воспитание гражданина в духе принципов демократии, обучение умению их соблюдать и применять в повседневной жизни. Если обществу необходимы коренные изменения, начинать их необходимо с системы образования. Это не только выводы интеллектуалов, но и опыт тех стран, которым пришлось осуществлять масштабные реформы. Для того, чтобы украинцы почувствовали себя европейцами, а европейцы восприняли нас как членов европейского сообщества, недостаточно только заявлений о том, что мы являемся носителями европейских ценностей. Общество, которое более 70 лет жило при тоталитарном режиме и активно воспитывалось в духе коммунистическо-лагерной идеологии не может «декоммунизироваться» без целенаправленных и масштабных усилий.

Декоммунизация — это не только переименование городов и улиц, снос памятников. Это революция в сознании общества, усвоение другой системы ценностей. Наглядный пример преодоления в сознании общества наследия тоталитарного прошлого демонстрирует послевоенная ФРГ, где британцами и американцами было внедрено тотальное политическое образование. И сегодня Германия отличается образцово развитой системой политического образования и гражданского воспитания. Восточноевропейские и балтийские страны также прошли этот путь. В Украине, где сознание общества гораздо больше заражено коммунизмом, а теперь еще и «русским миром» — отсутствуют какие-либо усилия со стороны государства и власти в направлении перевоспитания общества в духе ценностей демократии, формирования основы для политико-культурной идентичности с европейским сообществом.

Суть проблемы на европейском и глобальном уровне

При демократии народ является главным субъектом власти. Он формирует и меняет власть путем выборов, посредством демократических механизмов контролирует ее и влияет на процесс принятия решений. Однако есть две извечные проблемы демократии — пассивность и некомпетентность граждан. Правительства демократических стран осознают, что важно не только привлекать граждан к управлению, но и учить делать это хорошо. Иначе — неэффективность и вырождение демократии. В последнее время внимание аналитиков и политиков к этой проблеме значительно усиливается. Причины понятны — Brexit, президентские выборы в США, влияние «русского фактора» и радикализация политических настроений в странах ЕС.

О некомпетентности избирателей все чаще вспоминают ученые, исследующие проблемы современной демократии. Именно некомпетентные избиратели формируют социальную базу политиков-демагогов и тех политических сил, которые, чтобы прийти к власти, обещают «все и сейчас». Но мало кто из таких избирателей связывает мошенничество избранников с собственной некомпетентностью. Учитывая современную реальность становится понятным, что эта социальная база уже опасно расширяется и в европейских странах. В Украине ж она традиционно является наибольшей.

То есть, угроза деградации демократии стала реальной и осознаваемой даже в тех странах, граждане которых на протяжении веков впитывали дух либерализма, воспитывались согласно принципам демократии. Соответственно, разумной реакцией становится усиление внимания к повышению качества политического образования и гражданского воспитания. Пока внимание больше концентрируется на противодействии российской пропаганде. Однако все громче озвучиваются мысли о том, что эффективность выборов становится крайне низкой из-за падения уровня политической компетентности граждан. Как следствие, они не могут делать качественный выбор. Поскольку уровень демократии не может быть выше уровня избирателей, единственным средством решения проблемы остается подготовка компетентного избирателя. В рамках последнего — обосновывается целесообразность внедрения образовательного ценза — как максимум, и необходимость повышения общего уровня политического образования — как минимум.

Современные подходы к гражданскому воспитанию

Права человека и воспитание граждан в духе принципов демократии в демократических странах находятся в центре внимания правительств и неправительственных институтов. В период биполярного мира главным стимулом было идеологическое противостояние с «социалистическим лагерем». Его разрушение и намерения бывших социалистических и постсоветских стран стать на демократический путь несколько сместили акценты в другую плоскость — создания предпосылок для их быстрой интеграции, в том числе и через западные инвестиции в их демократизацию. Обострение глобальных проблем и, в частности, проблем безопасности, заставляет рассматривать образование как важное превентивное средство.

С конца ХХ века на глобальном уровне меняются подходы к образованию, его роли и задачам. Если до сих пор целью было обеспечение потребностей промышленного развития, то сегодня образование признается главным инструментом для создания гуманного, равноправного и внимательного к нуждам человека общества. На всемирных и европейских форумах выработан единый подход ведущих государств мира к образованию, в соответствии с которым образование выступает:

  • главным инструментом устойчивого развития;
  • базовым элементом трансформации общества;
  • возможностью для человека воплотить в реальную жизнь свои представления об обществе;
  • механизмом формирования навыка учиться, познавать, жить и делать вместе.

Сформулирована и главная задача образования — прививать необходимые ценности и воспитывать соответствующее поведение и стиль жизни. Согласно новому подходу, усиливается внимание именно к политико-правовому и гражданскому образованию. На уровне ООН признано, что гражданское образование должно пронизывать все области, охватывать все возрастные категории, иметь междисциплинарный характер, осуществляться не только через учебные заведения, но и через другие социальные институты.

Рекомендации международных институтов

На международном уровне приняты документы, на которые государствам рекомендуется опираться в процессе разработки национального законодательства и осуществления образовательных реформ. Еще в 1985 году на уровне ЕС была принята «Рекомендация R (85) 7 Комитета министров государствам-членам о преподавании и изучении прав человека в школах».

В 1993 году на Всемирной конференции по правам человека была принята Венская декларация и Программа действий, в которой страны-участники призвали все государства и учреждения включать вопросы прав человека, демократии и законности в учебные программы всех учебных заведений.

В 1999 году Советом Европы была принята «Декларация и программа воспитания граждан в духе демократии, основанного на осознании ими своих прав и обязанностей». В ней гражданское воспитание  трактуется как дело всей жизни. Соответственно, оно должно охватывать все возрастные группы и все общественные слои, развиваться в семье, в учебных заведениях, на рабочем месте, в рамках профессиональных, политических и неправительственных организаций, в местных общинах, через СМИ. Более того, Комитет министров Совета Европы призывает государства сделать воспитание граждан в духе демократии важнейшим компонентом всех политических программ и практических действий, касающихся сферы образования, профессиональной подготовки, культуры и молодежи.

Следующими шагами, которые засвидетельствовали актуализацию проблемы, стали: Резолюция «Европа 2000 — молодежное участие: роль молодых людей как граждан» (1999 г.), «Рекомендации Комитета министров Совета Европы по воспитанию демократической гражданственности» (2002 г.), «Декларация европейских министров образования по интеллектуальному образованию в новом европейском контексте» (2003 г.). На признании важности образования и воспитания самих педагогов акцентируется внимание в «Рекомендации по продвижению культуры демократии и прав человека через образование учителей» (2008 г.).

Важные рекомендации по гражданскому образованию и воспитанию были разработаны и для стран, переживших недемократические режимы. Государства, которые заявляли о себе как о потенциальных членах ЕС, вынуждены были адаптировать свою нормативную базу к этим требованиям и рекомендациям, опираться на них в осуществлении реформ в системе образования. На глобальном уровне такие меры признавались крайне важными для установления стабильных и гармоничных отношений между различными сообществами, для терпимости и мира.

В течение последнего десятилетия внимание к гражданскому образованию и воспитанию несколько ослабло. Однако аннексия Крыма и война в Донбассе обеспечили эффект «сотрясения мозга». Стало очевидно, что «новый мировой порядок» не гарантирует безопасности, а нормы международного права могут грубо нарушаться страной-агрессором. Вопросы повышения качества политического и гражданского образования вновь актуализировались. Первыми отреагировали восточноевропейские и балтийские страны, которые на собственном опыте знают, что такое агрессия и оккупация. Страны Западной Европы почувствовали внутреннюю угрозу, прежде всего, от праворадикальных партий. Стали осознаваемы масштабы информационной экспансии, ее последствия. К тому же демократические ценности в сознании граждан Европы, которые долго жили в условиях безопасности и всеобщего благосостояния, несколько обесценились. Поэтому возникла необходимость о них напомнить. Такая совокупность внутренних и внешних факторов стала причиной того, что проблема образования — сейчас снова в центре внимания.

Как меняется философия образования

Признание важности политико-правовых и гражданских знаний изменило саму философию образования в США и странах Западной Европы. Известный эксперт по вопросам образования сер Кен Робинсон, чье выступление «Sir Ken Robinson: Do schools kill creativity?» имеет более пятидесяти миллионов просмотров, автор книги «Школа будущего» (в ее презентации 2 декабря 2016 участвовала министр образования Украины Лилия Гриневич) сформулировал четыре цели образования. В социальном плане образование должно дать возможность стать активными и гуманными гражданами. В культурном — понимать и составлять свое мнение о собственной культуре и уважать многообразие других культур. В личностном — взаимодействовать не только с окружающим, но и со своим внутренним миром. В экономическом — стать экономически ответственными и независимыми. Ключевую роль автор отводит социальной цели. Воспитание граждан включает видение демократии как «всеобъемлющей, содержательной и перестраивающей». Для такой модели необходимо общество, в котором большинство граждан принимают активное участие в выборах и в жизни общества. Внимание акцентируется на выборах. Автор отмечает, что выборы являются самым острым инструментом демократии. Однако сейчас этот инструмент стал опасно тупым. Поэтому учебные заведения, как институты социализации, должны играть ключевую роль в воспитании активных граждан и в подготовке компетентных избирателей.

Для этого недостаточно только преподавания теоретических курсов по гражданскому праву. Дети должны видеть, как права человека и принципы демократии реализуются в повседневной жизни. Поэтому в США и в европейских странах целью гражданского образования является формирование демократических потребностей и гражданских качеств. Влиять на власть, участвовать в решении всех вопросов, касающихся собственных интересов — это ключевые потребности. Быть активным и компетентным, уметь сотрудничать с другими и пользоваться демократическими механизмами – это ключевые качества. Теоретические знания закладывают необходимый фундамент гражданской культуры. В образовательные программы включены специальные дисциплины: в немецких гимназиях — «политика»; во французских лицеях — «граждановедение»; в британских — «права и обязанности гражданина» и «руководящий курс». В японских школах есть дисциплины «особая деятельность» и «граждановедение». Образовательные учреждения функционируют как институты гражданского общества. Школьная и университетская системы самоуправления по базовым параметрам воспроизводят «взрослые» учреждения и избирательные процедуры. Те, кто пришел получать образовательные услуги, непосредственно участвуют в решении всех вопросов организации жизни своего учебного заведения. Так обеспечивается сочетание теории и практики. С начальных классов школы в сознании детей закладывается не только потребность влиять на власть и сотрудничать с ней, но и умение делать это цивилизованно и эффективно.

Опыт «молодых демократий»

Опыт постсоциалистических и постсоветских стран содержит примеры быстрой переориентации системы образования согласно стратегии воспитания гражданина демократического государства. В Польше активная работа в области политико-правового образования началась в 90-х гг. ХХ в. Она включала:

  • привлечение педагогов к широкой дискуссии по гражданскому воспитанию;
  • целенаправленную подготовку педагогов к организации жизни учебного заведения на демократических началах;
  • проведение конкурсов на лучшую конституцию заведения и лучшее мероприятие в области защиты прав человека;
  • конкурсы проектов организации самоуправления.

Для учащихся начальных классов, а впоследствии для средней и старшей школы, для студентов были разработаны новые учебные курсы. Программы этих курсов включали широкий круг вопросов функционирования демократического государства, прав и свобод гражданина, практики их использования и защиты.

Гражданское образование и воспитание гражданственности стали непрерывным процессом. Сегодня государство является его инициатором и активным участником. Выделяется несколько основных направлений деятельности государства в этом направлении:

  • определение четких принципов и критериев соблюдения прав детей и молодежи в учебных заведениях;
  • анализ уставов учреждений на предмет соблюдения прав учащихся и студентов;
  • постоянный мониторинг соблюдения прав в соответствии с определенными критериями;
  • создание комиссий правового расследования фактов нарушений и решения соответствующих конфликтов;
  • тренинги для педагогов;
  • разработка проектов гражданского образования для различных типов учебных заведений.

Эта система дополняется общественными мероприятиями и контролем.

В Литве с начала 1990-х гг. также происходит кардинальная модернизация стратегии и концепции гражданского воспитания. Это закреплено во всех главных нормативных актах, регламентирующих государственную политику в сфере образования (Закон об образовании, Долгосрочная программа национального и гражданского воспитания Программа правового образования, Программа социализации детей и молодежи). Этими программами предусмотрено:

  • внедрение специальных дисциплин в школах и вузах;
  • включение политико-правовых вопросов к курсам по истории, этики, философии и др.;
  • организацию внешкольных мероприятий;
  • проведение совместных мероприятий для учащихся разного возраста и взрослых;
  • стимулирование деятельности в различных ученических и молодежных организациях.

Мероприятия финансируются Министерством образования и науки Литовской Республики. Кроме того, совместно с международными партнерами были разработаны и изданы пособия. В них разъясняются задачи гражданского воспитания, суть и содержание прав человека и механизмы их реализации, даются методические советы по преподаванию дисциплин. Образовательные программы направлены не только на развитие гражданского мышления и формирование демократических потребностей, но и на приобретение опыта гражданских действий. Особого внимания заслуживает программа правового и гражданского воспитания взрослых путем их привлечения к детским мероприятиям. Конечной целью программ и мероприятий является усиление демократической системы и закрепление демократических механизмов управления государством. Это достигается путем закрепления демократических ценностей в сознании граждан.

Аннексия Крыма и война в Донбассе откорректировали подходы к проблеме в европейских странах.  Так как важным оружием в войне стала информационная агрессия, возникла проблема соответствующей защиты и противодействия. Одним из средств стала медиа-образовательная вакцинация.

Украинские реалии

Содержание документов по гражданскому образованию, принятых на уровне мировых и европейских организаций, дает представление об остроте проблемы и подходах к ее решению. Опыт постсоциалистических и постсоветских стран указывает на масштабы мероприятий. Это важные ориентиры для Украины как государства, которое декларирует направление европейской интеграции. Однако фактическая ситуация в Украине существенно отличается:

  • Сознание украинцев, особенно жителей южных и восточных областей, значительно больше «коммунизировано».
  • В сознании больших сообществ доминируют ностальгические настроения. Они усиливаются как извне, так и изнутри.
  • Украина непосредственно граничит с «русским миром» и страдает от различных форм агрессии. При этом граждане с сознанием «homo sovieticus» и сторонники «русского мира» не осознают и отрицают факт внешней агрессии.
  • Военной агрессии предшествовала десятилетняя фаза активной информационной экспансии. Сейчас она лишь в определенной степени ограничена.
  • Изменения в сознании общества происходят слишком медленно. За все годы независимости ни государство, ни влиятельные социальные институты не прилагали заметных усилий для преодоления тоталитарного наследия.
  • Часть территории Украины оккупирована. Граждане, которые обеспечивали легитимизацию агрессии требованиями федерализации и заявлениями «Донбасс не слышат», сейчас проходят усиленный курс воспитания в духе «русского мира». Особенно это касается детей. После деоккупации возникнет проблема обеспечения их самоидентификации как граждан Украины. К тому же в прифронтовых областях, с жителями которых больше всего контактируют жители ОРДЛО, тоже присутствуют значительные проблемы с гражданской самоидентификацией. Большой удельный вес и сепаратистских настроений.

Эти факторы требуют еще более масштабных программ и мероприятий по гражданскому воспитанию, чем видим на примере европейских стран. Оно должно быть осознано как отдельная отрасль государственной политики. Не менее важная, чем экономическая или социальная политика. Государство должно воспитывать граждан в духе принципов того общества, которое хочет иметь в будущем.

А что в Украине для этого уже есть? В настоящее время нормативная база для системного политико-правового образования и гражданского воспитания отсутствует. Осознание необходимости государственной политики присутствует только на уровне научных публикаций. 29 ноября 2012 Министерство образования и науки, молодежи и спорта Украины сообщило об обнародовании проекта Концепции гражданского образования и воспитания в Украине. Эксперты Центра образовательного мониторинга дали ее экспертную оценку. Однако никаких дальнейших шагов не наблюдается. В октябре 2015 Указом Президента Украины утверждена «Стратегия национально-патриотического воспитания детей и молодежи на 2016 — 2020 годы».

Президентский указ декларирует, что в Украине национально-патриотическое воспитание детей и молодежи должно стать одним из приоритетных направлений деятельности государства и общества по развитию гражданина как высоконравственной личности. Однако отдельные упоминания о гражданине находим лишь в контексте формирования высокого национально-патриотического сознания, чувства верности своему государству. При этом, как показывает анализ содержания концепции, ее разработчики не осознают взаимосвязей между гражданскими и национально-патриотическими качествами. При том, что между готовностью и способностью к реализации гражданских прав и свобод, преданностью идеям суверенитета и территориальной целостности государства есть прямая связь.

В документе указано, что Стратегия разработана в соответствии с положениями Конституции Украины, законов Украины «Об образовании», «О правовом статусе и памяти борцов за независимость Украины в XX веке», «Об осуждении коммунистического и национал-социалистического (нацистского) тоталитарных режимов в Украине и запрет пропаганды их символики», «Об увековечении победы над нацизмом во Второй мировой войне 1939 — 1945 годов», Постановления Верховной Рады Украины от 12 мая 2015 № 373-VIII «О чествовании героев АТО». Ни о каких международных документах, касающиеся гражданского воспитания, не упоминается. Речь не идет также о намерениях по разработке концепции гражданского воспитания. Соответственно и ожидаемые результаты не предусматривают формирование гражданских качеств.

Воспитание гражданина — за пределами образовательных реформ

Во всех вышеупомянутых международных документах акцентируется, что политико-правовое образование и воспитание гражданина является делом государства. Государство реализует стратегию через институт образования. Учебное заведение выступает институтом гражданской социализации молодежи и институтом гражданского общества. В нем дети получают базовые правовые, политические и гражданские знания, учится применять их. Если учащимся рассказывают о правах ребенка или ученика, то они должны видеть, что эти права уважают и учитель, и директор. Школа должна жить согласно этим принципам. Сегодня в Украине этого нет. Поэтому випускники идут во взрослую жизнь носителями двойных стандартов. Они четко осознают: то, что написано в уставах, положениях и на школьных стендах не касалось их повседневной школьной жизни.

В Законе Украины «Об образовании» определено, что целью образования является: всестороннее развитие человека как личности и наивысшей ценности общества; развитие его талантов, умственных и физических способностей; воспитание высоких моральных качеств; формирование граждан, способных к сознательному общественному выбору. Формулировка довольно общая, не наполняется конкретным содержанием в статьях закона. Речь идет о научной и общекультурной подготовке. Задачи, которые касались  бы гражданского образования и воспитания, гражданской социализации не определяются. Сформулированы главные принципы: гуманизм, демократизм, приоритетность общечеловеческих духовных ценностей. Однако о приоритетности прав человека и ребенка не упоминается. Очевидно, эта проблема не воспринимается как актуальная для украинской школы. То есть, все, что касается политико-правового и гражданского воспитания и социализации члена общества оставлено за пределами закона.

Проектом нового Закона «Об образовании» за номером 3491-д от 04.04.2016 года также не предусмотрено никаких изменений в этом направлении. В формулировке цели то же упоминание о воспитании ответственных граждан, способных к сознательному общественному выбору. Единственное дополнение касается повышения образовательного уровня граждан для обеспечения устойчивого развития Украины и ее европейского выбора. Политико-правовое и гражданское образование не рассматриваются в качестве необходимой предпосылки для устойчивого развития Украины и ее европейского выбора. Согласно ст. 5, государственная политика в сфере образования формируется и реализуется на основе научных исследований и сравнений, международных обязательств и международного опыта. Однако предлагаемые проекты не опираются ни на одну из вышеупомянутых составляющих. На самом высоком уровне власти отсутствует осознание необходимости воспитания гражданина демократического государства. Поэтому и соответствующие принципы государственной политики в сфере образования не определены.

14 декабря 2016 правительство одобрило «Концепцию реализации государственной политики в сфере реформирования общего среднего образования «Новая украинская школа» на период до 2029 года». В ней определена главная проблема –  ухудшение качества образования. Об отсутствии гражданского образования не упоминается вообще. Если отсутствует видение и осознание проблемы, отсутствует и необходимость искать пути ее решения. Поэтому и опыт стран Восточной Европы упоминается только в контексте влияния образовательных реформ на развитие экономики и конкурентоспособность образования на международном уровне. Но эти страны демонстрируют не только масштабы усилий, направленных на воспитание молодежи, но и реальные результаты этих усилий.

Согласно Концепции, выпускник новой украинской школы должен быть целостной всесторонне развитой личностью, способной к критическому мышлению; патриотом с активной позицией, способным принимать ответственные решения, уважать достоинство и права человека. О гражданине и гражданских качествах, кроме уважения к достоинству и правам человека, речь не идет. Прописанные качества остаются чисто формальным упоминанием, поскольку образовательные ресурсы для их формирования не предусмотрены.

 

Выводы

«Видение без задач остается лишь мечтой. Задача без видения — тяжелая, скучная работа. Видение и задача — это надежда мира». Это надпись на стене старого монастыря в Англии. Она очень точно характеризует состояние дел по реализации задекларированной Украиной стратегии демократизации и европейской интеграции. Есть видение желаемой модели государства, но отсутствуют задачи по воспитанию гражданина этого государства. Есть желание видеть свою страну частью европейского сообщества, но не поставлены задачи по обеспечению идентификации с этим сообществом. В такой ситуации мечты не имеют шансов превратиться в реальность. Переход из плоскости мечтаний в плоскость движения в определенном направлении может произойти только тогда, когда и власть и общество осознают необходимость духовной, культурной идентификации. Первым шагом в этом направлении является определение конкретных задач по воспитанию гражданской культуры и путей их реализации.

В Украине отсутствует государственная стратегия воспитания гражданина согласно духу и принципам демократии. Не разработана и нормативная база для системного политико-правового образования и гражданского воспитания. Институт образования не выполняет функцию социализации гражданина демократического общества. Презентованные проекты и концепции реформирования образования не включают никаких задач по политико-правовому образованию и гражданскому воспитанию. Фрагментарные упоминания о сознательном гражданине в контексте постановки целей и задач образовательных реформ не имеют отражения в содержании предложений.

Пренебрежение гражданской составляющей образования приводит к негативным последствиям. Отсутствие (формальное присутствие) тех дисциплин, которые формируют критическое мышление, политико-правовую и гражданскую культуру исключает воспитание гражданина демократического государства. При таких условиях и демократизация, и европейская интеграция, и преодоление раскола в украинском обществе, и становление политической нации будут оставаться намерениями без реальных возможностей их воплощения. Без осознания сущности и принципов демократии, без умения взаимодействовать в обществе согласно этим принципам все имеющиеся институты демократии и принятые по требованию ЕС законы будут создавать только демократический фасад. А нужно закладывать фундамент.

Симулятивный стиль деятельности власти, слабость институтов гражданского общества, отсутствие эффективной коммуникации между властью и учеными, пассивность интеллектуалов-гуманитариев являются существенными факторами торможения разработки и реализации стратегии воспитания гражданина демократического государства.

Рекомендации

Разработка и реализация стратегии демократизации и европейской интеграции должна начаться с масштабной работы над адаптацией отечественной нормативной базы к европейской, в том числе и относительно гражданского воспитания.

Усиление внимания к проблемам гражданского воспитания является тенденцией не только европейской, но и мировой. Украина, которая декларирует приверженность «европейским ценностям», но имеет довольно слабые демократические традиции, пережила тоталитарный режим, информационную экспансию «русского мира» должна не только обеспечить соответствие отечественной нормативной базы европейской и учесть рекомендации международных институтов. Следует уделять значительно больше внимания практическому решению этой проблемы в силу ряда специфических обстоятельств.

Разработать стратегию воспитания гражданина и внедрять ее через систему образования и другие социальные институты — дело государства. Ни в коем случае государство не может отмежеваться от политического образования и воспитания граждан. Также не может делегировать учебным заведениям полномочия решать, нужно или не нужно учить и воспитывать гражданина. Именно государство должно разработать стратегию политико-правового образования и гражданского воспитания на основе европейских норм и рекомендаций, обеспечить нормативную базу для ее реализации через институты образования. Для этого крайне важно использовать опыт постсоциалистических и постсоветских стран.

На уровне власти отсутствует понимание необходимости разработки и реализации стратегии гражданского воспитания. Поэтому интеллектуалы-гуманитарии должны осуществлять постоянное давление на государство и принимать непосредственное участие в разработке и внедрении такой стратегии. В Украине сложилась ситуация, при которой власть фактически догоняет гражданское общество и его институты, которые формируют требования к власти. Учитывая такое положение вещей, интеллектуалы-гуманитарии, которые хотят приобщиться к делу воспитания гражданина, должны идти в общественный сектор, формировать и удовлетворять потребность в политическом и гражданском образовании на уровне граждан и ассоциаций.

Потому что, все страны, которые действительно шли по пути демократизации, начинали с перевоспитания граждан.

Опубликовано на информационно-аналитическом портале «Хвиля»

Светлана Топалова, Елена Украинец, эксперты

Аналитический центр «Обсерватория демократии»

Материал подготовлен в рамках проекта, реализуемого при финансовой поддержке Европейского фонда демократии (EED) и Правительства Канады