Внедрение школьного гражданского образования: вялый процесс и минимальный результат | АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР «ОБСЕРВАТОРИЯ ДЕМОКРАТИИ»

Внедрение школьного гражданского образования: вялый процесс и минимальный результат

Школьное образование в развитых странах переживает этап существенных трансформаций. Ключевыми ориентирами для определения необходимых изменений выступают потребности устойчивого развития общества, в широком смысле, а также, прогнозы специалистов относительно будущих потребностей рынка труда в связи с быстрым вытеснением человека роботами из сферы производства и услуг. Потребности устойчивого развития обусловливают необходимость создания адаптивной системы, за развитие и совершенствование которой ответственность переходит от государства ко всему обществу. Соответственно, в такой системе внимание фокусируется на качестве управленческих процессов во всех отраслях, осуществляемых при широком участии общественности. Стремительный технический прогресс вызывает необходимость подготовки сегодняшних школьников к тем профессиям и видам деятельности, которые не будут вытеснены машинами, как минимум, в ближайшем будущем. Очевидно, управленческий труд, гражданское участие и реализация гражданских прав относятся именно к таким. Проявления кризиса современной демократии, присущей и развитым демократиям, и странам, преодолевающим первые отрезки на этом пути, также усиливают внимание к подготовке гражданина, способного к эффективному участию в демократических процессах. Поэтому школьное образование в развитых странах на всех континентах переориентируется на формирование компетентностей учащихся, необходимых для создания и воспроизведения адаптивной и способной к самосовершенствованию социальной системы.

На изменения в системах образования, кроме глобальных и региональных тенденций, приоритетное влияние оказывают стратегии развития государств. Если страна выбрала демократическую модель будущего, в сообществе европейских демократий, а власть действительно нацелена на достижение этой модели, то одной из ее первоочередных задач становится подготовка нынешних и будущих поколений к жизни и эффективному выполнению социальных ролей в обществе. То есть, речь идет о составляющих и уровне социальной и гражданской компетентности. Поскольку выпускник школы с достижением совершеннолетия получает возможность для реализации гражданских прав, он должен быть готов делать это компетентно. Поэтому школа, как первичный и базовый институт гражданской социализации, должна обеспечить условия для формирования теоретических и практических составляющих социальной и гражданской компетентности на уровне, достаточном для эффективной реализации своих прав и осознанного выполнения обязанностей, для рационального гражданского участия. Высший, элитарный уровень предполагает способность к созданию, организации деятельности и воспроизводству демократических институтов в различных сферах жизни общества. Соответственно, формирование элитарных качеств – миссия университетов. Такая логика работает в развитых и новых европейских демократиях.

Два Майдана, которые в политологической терминологии можно назвать народными движениями за демократию, не повлекли осознания властью, получившей статусы на их волне, необходимости быстрой трансформации всей системы образования в направлении подготовки компетентных граждан для развития демократии в Украине. Хотя в условиях отложенной войны за независимость формирование политической нации на основе ценностей и принципов демократии – вопрос национальной безопасности, соответствующее направление образовательной реформы на уровне школы продвигается крайне медленно, бессистемно, неэффективно.

Нормативная база школьного гражданского образования: признаки бессистемности

Первое необходимое условие для внедрения системного и сквозного гражданского образования – наличие нормативно-правовой базы, в рамках которой четко определяются стратегическая цель и задачи, составляющие и этапы формирования гражданских компетенций, результаты каждого этапа. Системность предполагает наличие ряда составляющих и связей между ними, а сквозной характер – присутствие этих составляющих на всех этапах процесса. Относительно школьного гражданского образования это означает, что у выпускников должны быть сформированы базовые гражданские компетенции, необходимые для эффективной реализации гражданских прав, а процесс их формирования происходит с первого до выпускного класса включительно. То есть, во-первых, определяется ряд учебных дисциплин, в рамках которых происходит поэтапное накопление знаний, во-вторых, отрабатываются механизмы участия в самоуправлении – от совещательной демократии в младшей школе до демократии участия в старшей. Конечно, актуальная, а в нашем случае первоочередная задача – подготовка учителя, способного менять школу изнутри. В поиске этих составляющих проанализируем содержание основных документов, представляющих действующую нормативную базу школьного гражданского образования.

  1. «Стратегия национально-патриотического воспитания детей и молодежи на 2016 — 2020 годы» стала первым нормативным документом в области воспитания, принятым «новой» властью после Революции Достоинства. Учитывая два существенных обстоятельства – актуализацию евроинтеграционных стремлений и подъем национально-патриотической идеи, этот документ должен сочетать гражданское и национально-патриотическое воспитание при приоритетности первого. Это соответствовало бы как современной европейской стратегии и практикам гражданского образования и воспитания, где патриотическое воспитание является одним из направлений гражданского, так и потребностям становления украинской политической нации. Ведь когда речь идет о политической нации, то базовыми для ее формирования выступают политические, в нашем случае – демократические ценности. Соответственно, идеи этнической приоритетности трансформируются в идеи этнической толерантности и объединения на основе общественно значимых принципов. Да и настоящим патриотом может стать сознательный гражданин, а не подданный.

Однако в Стратегии не учтены ни европейский опыт, ни логика воспитания гражданина-патриота, ни потребности становления политической нации. Гражданское воспитание упоминается эпизодически, гражданские качества, сами демократические ценности и принципы подчиняются этническим. Содержание документа свидетельствует не только о подчинении гражданского воспитания национально-патриотическому, а и о фактическом отстранении воспитания патриота от воспитания гражданина. Поэтому практическая реализация Стратегии на уровне школы уже стала калькой с советского военно-патриотического воспитания.

  1. «Концепция Новой украинской школы» (НУШ) предусматривает компетентностный подход к образованию. Перечень компетенций составленный с учетом Рекомендации Европейского Парламента и Совета Европы «Об основных компетенциях для обучения в течение всей жизни» от 18.12.2006 г. Гражданские и социальные компетентности определяются как связанные с идеями демократии, справедливости, равенства, прав человека, благополучия и здорового образа жизни, с осознанием равных прав и возможностей. Согласно компетентностного подхода, гражданское образование и воспитание должны быть неразрывными звеньями единого процесса гражданской социализации. Однако внедрение Концепции, вероятно, почувствуют сегодняшние первоклассники. Для учеников, которые станут выпускниками в ближайшие 10 лет, Концепция мало что меняет в плане обеспечения системного гражданского образования.
  1. Одним из ключевых документов, закладывающих основу для системного гражданского образования, должна стать «Национальная стратегия содействия развитию гражданского общества на 2016 — 2020 годы». Ведь развитие гражданского общества невозможно без повышения, а в нашем случае – без приобретения гражданской компетентности. Поэтому в части «Основные проблемы развития гражданского общества в Украине» если не первой, то одной из первых должна быть определена и соответствующая проблема – крайне низкий уровень гражданского образования на уровне всего общества. А дальше следовало бы определить стратегические направления и задачи по повышению уровня гражданской компетентности для различных категорий. Конечно, ключевая роль должна принадлежать системе формального гражданского образования. Однако о фактическом отсутствии гражданского образования не упоминается в перечне проблем. При этом задачами косвенно предусматриваются некоторые меры по улучшению гражданского образования, в частности, по защите прав и выражению интересов граждан через демократию участия. На Министерство образования и науки Украины возлагается ответственность за обобщение опыта и разработку концепции и программы гражданского образования.
  1. Важным шагом в правовом обеспечении гражданского образования стало принятие нового Закона Украины «Об образовании». Главным его позитивом стало то, что создание условий для получения гражданского образования и формирования социальной и гражданской компетентности определяется как обязанность государства. Однако наряду с необходимыми новациями закон содержит ряд несовершенств.
  1. «Концепция развития гражданского образования в Украине» прошла достаточно долгий путь разработки и обсуждения. Однако окончательный вариант, одобренный в октябре 2018 года, так и не обеспечивает системности гражданского образования, его соответствия содержанию и составляющим социальной и гражданской компетентности, определенным в Рекомендации Европейского Парламента и Совета Европы «Об основных компетенциях для обучения в течение всей жизни». Первый и один из ключевых недостатков – подчинение гражданского образования и воспитания национально-патриотическому. Во введении отмечается: «Гражданское образование в этой Концепции понимается как обучение и гражданское воспитание на основе национальных и общечеловеческих ценностей». В подразделе «Ценностные ориентиры гражданского образования» указываются только Закон Украины «Об образовании» и «Стратегия национально-патриотического воспитания детей и молодежи на 2016 — 2020 годы». Упоминание Закона, очевидно, целесообразно, учитывая обязательства государства обеспечивать условия для развития гражданского образования и определенные в нем некоторые базовые ценности. Однако ссылки на Стратегию, как на единственный нормативно-правовой документ, фактически являющейся основой Концепции, продолжает линию подчинения гражданского образования национально-патриотическому воспитанию. Дальнейшее изучение содержания Концепции указывает на его прямое противоречие основным европейским нормативно-правовым актам, определяющим цели, задачи и содержание гражданского образования. Ведь европейское гражданское образование ориентируется на усвоение учащимися таких знаний и выработку таких навыков, которые помогут им защищать свои демократические права и исполнять обязанности, защищая тем самым демократию и верховенство права, играть активную роль в обществе, ценить разнообразие. По сути, утвержденная Концепция ставит гражданское образование в рамки патриотического воспитания.
  1. В 2017 году была разработана и утверждена «Учебная программа по гражданскому образованию (интегрированный курс) для 10 классов общеобразовательных школ». Логика процесса внедрения образовательных новаций подсказывает, что сначала должны быть разработаны соответствующие Концепция и Стратегия. Программа уже дает возможность реализовать определенные составляющие школьного гражданского образования, встроенные в систему. Однако Программа была утверждена еще до вынесения Концепции на общественное обсуждение. Поэтому отечественная нормативная база, на которую опирается учебная программа, более формальная, чем реальная. В Программе дается перечень международных нормативно-правовых актов, положенных в основу курса, указывается, что он предусматривает консенсус между национальным и общеевропейским содержанием гражданского образования. Однако анализ ее содержания указывает на игнорирование некоторых базовых составляющих европейского гражданского образования и социальной и гражданской компетентности, поэтому и консенсус скорее выглядит как урезание основания.

Немало вопросов вызывает и структура этой программы, и последовательность изложения учебных тем. Очевидно, курс гражданского образования следует начинать с объяснения того, что такое гражданское образование и для чего оно нужно человеку в повседневной жизни, а потом раскрывать сущность института гражданства и его значение в демократических обществах. Разработчики учебной программы начинают с идентичности. Поскольку гражданство – институт демократии, хотя в недемократических режимах гражданами называют подданных, то логично, пожалуй, переходить к изучению демократии и роли гражданина в демократической системе. Общий вывод на основании анализа содержания Программы таков: она требует значительной профессиональной доработки.

  1. В июле 2018 была утверждена «Концепция развития педагогического образования». В контексте школьной реформы, в целом, и внедрения гражданского образования, в частности, этот документ нас интересует в двух аспектах. Во-первых, сегодня отсутствует кадровое обеспечение для профессионального преподавания гражданского образования в школе. Ранее правоведение, а сейчас гражданское образование преподают в основном историки, для которых даже не были проведены необходимые курсы повышения квалификации. В Концепции, вероятно, должна быть отражена эта проблема и определены пути ее решения. Во-вторых, школа станет действительно новой тогда, когда в нее придет новый учитель. Для того, чтобы она с института воспроизведения подданства трансформировалась в институт гражданского общества, необходимо, чтобы социальная и гражданская компетентность учителя была на высшем уровне. Поэтому в образовательные программы для всех учителей должны быть включены курсы по граждановедению, правам человека и ребенка, школьному самоуправлению и другие.

Уже первые страницы документа свидетельствуют, что вышеупомянутые проблемы не попали в поле зрения разработчиков Концепции. В части «Глобальный образовательный контекст» упоминается о прогрессе технологий, о новых приоритетах в требованиях к компетентности работников и др., но отсутствуют упоминания о роли гражданских знаний в современном мире. В характеристиках особенностей педагогической профессии внимание акцентируется на важности психолого-педагогической и практической подготовки, подготовки педагогов к работе с лицами с особыми потребностями, которые, конечно, необходимы, однако снова ни одного упоминания о гражданской составляющей педагогического образования. Ни среди препятствий на пути к созданию качественной системы подготовки и профессионального развития педагогов, ни среди составляющих проблемы, требующей решения, о недостаточном уровне социальной и гражданской компетентности учителей и необходимости его повышения также речь не идет. Отсутствие проблемы, точнее, ее осознания, не стимулирует к поиску путей и способов ее решения. Поэтому гражданское образование и компетентность учителя остается за пределами «Концепции развития педагогического образования», которая должна стать важной составляющей нормативной базы школьного гражданского образования.

  1. Роль базового документа для системного гражданского образования и определения тех его составляющих, которые реализуются на каждом образовательном уровне, конечно, отводится Стратегии развития гражданского образования. Однако перспективы появления даже проекта «Стратегии развития гражданского образования на период до 2022 года и плана мероприятий по ее реализации» пока остаются неопределенными. Согласно Распоряжению Кабинета Министров Украины от 3 октября 2018 № 710-р Проект должен быть представлен в шестимесячный срок, то есть, в начале мая 2019 года. Однако согласно Приказу Министерства образования и науки Украины № 430 от 25 апреля 2018 года он должен был быть представленным еще до 31 мая 2018 года и пройти общественное обсуждение до 20 июня 2018 года.

Министерство образования и науки Украины определило 10 основных приоритетов на 2019 год. Хотя этот перечень нельзя отнести к составляющим нормативно-правовой базы образовательной реформы или внедрения гражданского образования, содержание некоторых пунктов четко указывает на недостаточное осознание роли и значения гражданского образования, в том числе и для решения конкретных проблем, определенных в нем. Например, в пункте втором «Достоинство каждого ребенка: доступная гардеробная, антибулинг и инклюзия» отмечается: «Качественное обучение невозможно без защиты достоинства каждого участника образовательного процесса». Конечно, не может быть никаких возражений. Далее: «Вместе с тем, если взрослые могут себя обезопасить, дети остаются уязвимыми. Именно поэтому, в 2019-м МОН будет работать над развитием антибулингових программ, совершенствованием функционирования сферы инклюзивного образования и планирует переоборудовать все туалеты на улицах – сделать их теплыми и более частными». Здесь несколько странно выглядят не только поставленные в один содержательный ряд антибулинговые программы, инклюзивное образование и теплые туалеты, но и отсутствие упоминания об усилении работы по воспитанию школьников на тех принципах и ценностях, усвоение которых обеспечивает осознание чести и достоинства каждого человека. Ведь именно это необходимое основание и для успешной реализации антибулинговых программ, и для эффективного инклюзивного образования.

Одним из приоритетов определяется начало работы образовательного омбудсмена. Для помощи образовательному омбудсмену будет работать специальная служба, состоящая из 15 человек. Учитывая значительное количество нарушений, общественные активисты неоднократно обосновывали необходимость создания региональных представительств образовательного омбудсмена. Однако соответствующая норма оставлена ​​неизменной. Поэтому есть большая вероятность того, что институт образовательного омбудсмена, как первичная инстанция защиты прав участников образовательного процесса, не обеспечит ожидаемых положительных результатов.

Выводы

Внедрение системного и сквозного гражданского образования стало первоочередной задачей для решения ключевых проблем современного этапа становления украинской государственности – формирования политической нации и гражданской идентичности, укрепления гражданского общества и реализации евроинтеграционной стратегии. Однако процесс подготовки нормативно-правовой базы и осуществления реальных шагов в направлении обеспечения условий для получения гражданских знаний и выработки практических навыков у соискателей образования крайне медленный и малоэффективный.

Главный фактор неэффективности гражданского образования – несовершенная нормативно-правовая база, которая не обеспечивает ни соответствия европейским стандартам и опыту, ни системности, ни основу для формирования главных составляющих социальной и гражданской компетентности.

Анализ содержания основных нормативно-правовых актов дает возможность определить ряд положительных сдвигов и выявить главные недостатки нормативно-правовой базы гражданского образования:

  • Наиболее весомые основания для введения в будущем системного школьного гражданского образования закладывают: «Концепция Новой украинской школы», согласно которой система образования должна обеспечивать сквозное формирования социальной и гражданской компетентности; Закон Украины «Об образовании», согласно которому понятие гражданского образования уже имеет четкое нормативное определение, а обеспечение условий для гражданского образования становится обязанностью государства. Однако очевидны и некоторые «слабые звенья», в частности фрагментарность во внедрении гражданского образования для школьников, которые сейчас учатся во 2 — 11 классах.
  • «Стратегия национально-патриотического воспитания детей и молодежи на 2016 — 2020 годы» и «Национальная стратегия содействия развитию гражданского общества на 2016 — 2020 годы» формально могут рассматриваться как составляющие нормативно-правовой базы гражданского образования. Однако их реальное значение для обеспечения системности гражданского образования не стоит преувеличивать. Согласно первой, гражданское образование фактически подчиняется национально-патриотическому воспитанию. Содержание второй не указывает на осознание ключевой роли гражданского образования и преобразования подданного на гражданина в процессе становления и укрепления гражданского общества.
  • Утвержденная «Концепция развития гражданского образования в Украине» сохранила все недостатки проекта. Главные из них: доминирование национально-патриотического над гражданским; игнорирование содержания базовых документов и рекомендаций ЕС, касающихся формирования демократической гражданственности; отсутствие намерений по внедрению гражданского образования в общую систему образования, на всех уровнях – от начального до высшего с утверждением соответствующих образовательных стандартов. Поэтому данная Концепция не может приниматься в неизменном виде за основу для разработки Стратегии.
  • Учебная программа по гражданскому образованию для 10-х классов обеспечивает даже не фрагментарное, а лишь точечное усвоения некоторых гражданских знаний, объем которых весьма недостаточен для формирования социальной и гражданской компетентности согласно Рекомендации Европейского Парламента и Совета Европы «Об основных компетенциях для обучения в течение всей жизни».
  • Концепция развития педагогического образования фактически консервирует подготовку учителя с низким уровнем социальной и гражданской компетентности. Если государство не определяет как составляющую миссии педагогических учебных заведений подготовку учителя, способного внедрять демократические принципы в жизни школы, очевидно, вопрос о целесообразности этого будут решать сами учебные заведения, в рамках автономии. Поэтому и перспективы становления школы как института гражданского общества выглядят иллюзорными.

Рекомендации

Система образования в Украине должна быть немедленно и существенно трансформирована. Общее направление трансформации – гуманизация, что в социально-политическом контексте и в целях укрепления государственности находит выражение во внедрении системного гражданского образования европейского образца. Ключевые аргументы связаны как с глобальными угрозами демократии, возникающими, в том числе, вследствие ослабления социальных связей и социальной атомизации, так и с потребностями становления демократии в Украине в условиях отсутствия демократического опыта, крайне низкого уровня политической осведомленности и гражданской компетентности общества, перманентной внешней угрозы. Первым звеном системных изменений в данном направлении должна стать не только Новая украинская школа, но и та, выпускники которой в ближайшие 10 лет будут получать возможность реализовать свои гражданские права.

Имеющаяся нормативная база гражданского образования требует существенного усовершенствования. Главные направления:

  • Приведение в соответствие с европейской нормативно-правовой базой и рекомендациями европейских институтов по содержанию и составляющих социальной и гражданской компетентности.
  • Устранение доминирования национально-патриотического воспитания над гражданским.
  • Создание нормативно-правовых предпосылок для системного гражданского образования на всех уровнях образования с определением тех составляющих сквозных социальных и гражданских компетенций, которые должны быть сформированы на каждом уровне – от начального до высшего.
  • Нормативное обеспечение гражданского образования для учителей и преподавателей.
  • Для системности школьного гражданского образования необходимы пересмотр и существенная доработка учебных программ гуманитарных дисциплин для 2-11 классов с включением граждановедческой составляющей.

Программа, соответственно, и учебники по курсу «Гражданское образование» для 10-х классов требуют основательной профессиональной доработки, желательно, с участием политологов. Основные направления – приведение содержания в соответствие с составляющими социальной и гражданской компетентности согласно рекомендациям европейских институтов; построение логической структуры курса; усиление практической составляющей и ее ориентированности на задачу становления школы как института гражданского общества.

Одной из главных составляющих системного школьного гражданского образования должен стать курс истории. Поэтому он нуждается в наиболее детальной доработке.

 

Светлана Топалова

Аналитический центр «Обсерватория демократии»

Опубликовано в блоге Светланы Топаловой на общественно-политическом сайте «Левый Берег — LB.ua»