Внедрение образовательной реформы: что меняется в школах Харьковской области | АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР «ОБСЕРВАТОРИЯ ДЕМОКРАТИИ»

Внедрение образовательной реформы: что меняется в школах Харьковской области

Полгода назад вступил в силу новый Закон Украины «Об образовании», направленный на преодоление отставания образования от требований современности, от реформ в сфере децентрализации и дерегуляции в других отраслях. Полный запуск образовательной реформы запланирован Министерством образования и науки Украины на сентябрь 2018 года. Все нововведения будут касаться только тех детей, которые пойдут в первый класс со следующего учебного года. Однако Закон уже действует. Каким образом его нормы распространяются на тех учеников, которые учатся сейчас? Ведь компетентности, которые должна формировать «Новая украинская школа», нужны уже выпускнику 2020 года. Об этом говорится во многих публикациях, посвященных анализу изменений в жизни глобализированного общества, соответственно, и на рынке труда. Весьма актуальным выглядит вопрос о том, каким образом эти компетентности могут формироваться у тех учеников, которые станут выпускниками 2019 – 2028 годов.

Исследуя состояние школьного образования в Харьковской области, мы попытались отследить: в решении каких задач для полного запуска реформы в Харькове и области произошли ощутимые сдвиги, как принятие нового закона уже изменило жизнь харьковских школ, выявить актуальные проблемы, требующие больших усилий для решения уже сегодня.

Пилотные проекты

В 2017/18 учебном году Министерство образования и науки Украины запустило реформу образования в качестве эксперимента в 100-а украинских школах. 4 из них – в Харьковской области. В этих школах должно начаться обучение первоклассников по методике LEGO. С 2018 года Минобразования планирует вводить эту методику во всех школах. Что представляет собой методика LEGO? Сегодня — это одна из самых востребованных педагогических систем. Она базируется на использовании модели реального мира и создании предметно-игровой среды обучения и развития ребенка. Поскольку западные системы образования все больше ориентируются на развитие творческого мышления и способностей, креативности, методика LEGO активно применяется для ознакомления с окружающим миром посредством игры и творчества. Суть методики в том, что дети конструируют на заданные темы по различным дисциплинам: по природоведению и географии, истории и культуре.

В четырех школах Харьковской области уже запущено обучение детей по программе Новой украинской школы: в Харьковской гимназии № 12 Харьковского городского совета, Хорошевской общеобразовательной школе I-III ступеней Харьковского районного совета, Богодуховском коллегиуме № 2 Богодуховского районного совета, Красноградской общеобразовательной школе I-III ступеней № 1 им. А. И. Копыленко Красноградской районной государственной администрации. Для участия в проекте выбрали те школы, которые изъявили желание и которые имеют хороший кадровый потенциал. Количество школ для участия в эксперименте определило Министерство образования и науки Украины — по 4 в каждой области. Однако учитывая значительно большее количество населения и школ в Харьковской области, чем в других областях, количество участников пилотного проекта тоже могло быть больше.

Приказом Министерства образования и науки Украины № 1028 от 13 июня 2017 года «О проведении всеукраинского эксперимента на базе общеобразовательных учебных заведений» была утверждена Программа всеукраинского эксперимента по теме «Разработка и внедрение учебно-методического обеспечения начального образования в условиях реализации нового Государственного стандарта начального общего среднего образования» на базе общеобразовательных учебных заведений на 2017-2022 годы, согласно которой внедряется пилотный проект. В октябре 2017 года завершился организационно-подготовительный этап эксперимента. Основные усилия направлялись на разработку учебно-методического обеспечения и тренинговых модулей для учителей и тренеров, на проведение просветительских мероприятий и учебно-практических семинаров. Предполагалось и информирование общественности о ходе реализации проекта. Представленная за это время информация – короткие сообщения о семинарах, об отдельных проведенных тренингах. Конечно, более детальные сведения о ходе реализации проекта выглядели бы гораздо уместнее.

Сейчас реализуется второй, формировочный, этап, в рамках которого запущено экспериментальное обучение в начальных классах, создание лучших практик работы учителей (кейсов), мониторинг хода эксперимента. Однако в планах  мониторинговых мероприятий школ мониторинг процесса реализации пилотного проекта не предусмотрен. Поэтому делать какие-либо выводы даже о промежуточных результатах не представляется возможным.

В 4-м квартале 2018 года Кабинет Министров Украины намерен запустить еще один пилотный проект, в том числе и в Харьковской области – по дебюрократизации образования, который предполагает упрощение деловодства для общего среднего образования.

Инклюзивное образование

Существенный прогресс в области наблюдается в направлении обеспечения работы школ в инклюзивном режиме. Инклюзивное образование — один из трендов европейского образования. Его цель — создать условия для эффективной адаптации в социальной среде детей с ограниченными возможностями. В Министерстве образования и науки Украины эта идея нашла значительную поддержку, что отражено и в Законе Украины «Об образовании». В ноябре 2017 года в Харькове прошел Первый всеукраинский форум «Учимся жить вместе», основанный для решения проблем инклюзивного образования в Украине.

Проблема создания инклюзивной образовательной среды актуальна для региона. Только в Харькове вовлечены в учебный процесс более 1100 детей с особыми потребностями. 16 ноября 2017 года открыта первая ресурсная комната в школе № 105, которая уже работает в инклюзивном режиме. К 1 сентября 2018 года планируется открыть такие комнаты еще в трех школах. В основном, это классы для обучения детей с проблемами опорно-двигательного аппарата. В дальнейшем, классы инклюзивного образования планируется создать в каждом районе города. В области сегодня насчитывается 137 школ инклюзивного образования, в которых работают 204 инклюзивных класса, где учатся 254 ребенка. Однако это лишь 7% от общего количества учащихся, требующих инклюзивного образования.

Харьковская область достаточно активно подключилась к проекту развития инклюзивного школьного образования, стала шестым регионом в Украине, присоединившимся к экспериментальному проекту Фонда «Инклюзивное образование — уровень сознания нации». 7 сентября 2017 был подписан Меморандум о сотрудничестве между Харьковской ОГА и Всеукраинской благотворительной организацией «Благотворительный фонд Порошенко». Работа по созданию условий для обучения детей с ограниченными возможностями осуществляется в двух направлениях: проведение реконструкций в действующих школах и строительство новых школ с учетом условий, необходимых для организации инклюзивного учебного пространства. Такая школа открылась 1 сентября 2017 года в поселке Песочин Харьковского района области.

Однако некоторые аспекты проекта, касающиеся внедрения инклюзивной образовательной среды, уже вызывают определенные опасения и предостережения. В статье 20 Закона Украины «Об образовании» отмечается, что учебные заведения при необходимости образуют инклюзивные и/или специальные группы и классы для обучения детей с особыми образовательными потребностями. Об отдельных учебных заведениях для детей с особыми потребностями речь не идет. Именно это встревожило учителей и родителей детей, обучающихся в таких учебных заведениях. Дети с проблемами опорно-двигательного аппарата могут учиться в обычной школе, если для этого будут созданы необходимые условия. Однако есть другие категории детей с особыми потребностями, для которых обучение в обычной школе не выглядит приемлемым. В частности, речь идет о детях с нарушением слуха. Работники Харьковской специализированной школы-интерната для детей с нарушением слуха и родители детей обеспокоены тем, что представители власти акцентируют внимание только на создании специальных классов. Они боятся,  что заведение могут закрыть и перевести учащихся в обычные школы. Ведь потребности этих детей — совершенно особые. У них — специфическая среда общения и характер занятий. У учителей — специфические методики обучения. Для тех, кто хоть раз посещал это учебное заведение, понятно, что такую среду крайне трудно создать в обычной школе, а нецелесообразность перевода этих детей в обычную школу становится очевидной. Подобные вопросы поднимались во время Первого всеукраинского форума. Его организаторы ответили, что специализированные учебные заведения имеют право на существование. Однако необходимо дополнение статьи 20 или хотя бы официальный ответ от институтов власти, который должен снять вопросы о возможном закрытии.

Финансирование школы, родительские «благотворительные взносы»: прозрачен ли «черный нал»?

Некоторые нормы Закона Украины «Об образовании» должны внедряться уже сейчас и последовательно менять жизнь украинской школы. Насколько новый закон уже начал менять деятельность школ области?

Вопрос «школьных поборов» едва ли не чаще всего ставится на родительских собраниях и обсуждается на разных уровнях. С одной стороны, на сайтах школ Харькова и районных центров области — сообщения о том, что выделяются рекордные суммы на ремонт учебных заведений и на обновление материально-технической базы, осуществляется приобретение оборудования для школ за средства городского бюджета. По информации МОН Украины, более 1 млрд. 150 млн. грн. планируется потратить на продолжение программ по улучшению образовательной инфраструктуры в 2018 году. Кроме того, каждая из образовательных программ получает финансирование от местных органов самоуправления. Очевидно, увеличение бюджетного финансирования должно привести к минимизации сбора средств от родителей. Представители власти неоднократно подчеркивают, что родительская помощь должна быть добровольной и посильной. С другой — аппетиты школ по «родительским благотворительным взносам», как минимум, не уменьшаются. Принцип посильности и добровольности, чаще всего, присутствует чисто формально.

Пункт 3 статьи 30 Закона Украины «Об образовании» предусматривает, что учебные заведения, которые получают публичные средства, обязаны обнародовать на своих веб-сайтах смету и финансовый отчет о поступлении и использовании всех полученных средств, информацию о перечне товаров, работ и услуг, полученных в качестве благотворительной помощи, с указанием их стоимости, а также о средствах, полученных из других источников, не запрещенных законодательством. Администрации школ уже выполнили норму закона. Школы Харькова и большинство школ районных центров области информацию на сайтах разместили.

Однако, как проверить достоверность информации о собранных средствах и их расходовании? Ведь родители собирают «благотворительные взносы» наличными. Получается, что мы стараемся сделать прозрачным «черный нал». На сайтах школ также размещены банковские реквизиты для перечисления благотворительных взносов. Но нормы закона об образовании не обязывают перечислять средства исключительно на счет. Школе это тоже не выгодно, да и родителям проще передать деньги из рук в руки, по списку. Привычная и одновременно странная ситуация: мы знаем, что сбор средств наличными, в принципе, незаконен; продолжаем собирать и делаем вид, что прозрачность и публичность уже обеспечили.

Школьное самоуправление = школьное самоисполнение

Наибольшую растерянность у учителей и родителей вызывают вопросы реформирования школьного самоуправления. В статье 28 Закона Украины «Об образовании» отмечается, что в учебном заведении могут действовать: органы самоуправления работников учебного заведения, органы самоуправления соискателей образования, органы родительского самоуправления. Сейчас главным органом школьного самоуправления считается совет школы (школьный совет). Школы разработали свои положения о совете школы на основе Примерного положения о совете общеобразовательного учебного заведения, утвержденного Приказом Минобразования и науки Украины от 27 марта 2001 года № 159. Оно не только устарело, а вообще не ориентировано на создание действенного органа самоуправления. В положениях конкретных школ, в разделе «общие положения», часто встречается достаточно интересная формулировка: «Совет школы является высшим исполнительным органом общественного самоуправления в СОШ № …, который выполняет совещательные функции по вопросам…». Что такое высший исполнительный орган общественного самоуправления, и где, собственно, сам орган общественного самоуправления, какая общественность в нем представлена? Хотя, с другой стороны, все предельно понятно, ведь функционирует совет действительно как исполнительный орган. А органом общественного самоуправления, согласно такой логике, очевидно, выступает администрация школы.

Определенное непонимание, и даже некоторую панику у школьной общественности вызвало подписание Министром образования и науки Украины Приказа № 1649 от 21 декабря 2017 года, который прекратил действие Примерного положения о родительских комитетах. Однако прекращение действия положения не означает, что родительский комитет отменили или запретили. Школа может сохранить столь ценный институт, разработать собственное положение. Но поскольку родительские комитеты занимаются исключительно сбором средств родителей на нужды школы, сомнительно, что даже их отсутствие повредит школьному самоуправлению.

Отсутствие в тексте статьи 28 Закона Украины «Об образовании» упоминания о совете школы также не означает, что он не может существовать. Согласно этой статье, каждая школа должна создавать такие органы общественного самоуправления, которые, по мнению заинтересованных сторон, будут наилучшим образом выполнять функции по самоуправлению. Однако именно это и вызывает наибольшие проблемы. У всех заинтересованных сторон учебного процесса отсутствует даже отдаленное представление о его действительной сущности.

Типичная практика работы совета школы выглядит так:

  • собрания/заседания проводятся 4 раза в год, перед родительскими собраниями;
  • представительство родителей и учителей примерно 50/50;
  • заранее сформированная повестка включает доклады и отчеты представителей администрации и учителей по определенным вопросам и разное, как правило, направленное на мобилизацию усилий по сбору средств;
  • в ходе отчетов и по их окончанию родители имеют возможность задать вопросы;
  • в целом, формат мероприятия – отчетное собрание.

В целом, возникают большие сомнения в целесообразности таких мероприятий. Ведь отчеты можно разместить на сайте. Совсем не обязательно делегировать родителей учеников класса, чтобы они передавали другим содержание отчетов и докладов.

В поисках внедренной в школе модели ученического самоуправления, хотя бы по некоторым параметрам приближенной к действительному самоуправлению, были изучены сайты 30-ти школ Харькова и районных центров области, сайты лицеев и гимназий Шевченковского района Харькова. На сайтах 11-ти школ вообще отсутствует раздел «ученическое самоуправление» и любая информация о нем. В большинстве случаев в разделе «ученическое самоуправление» присутствуют только схемы, иллюстрирующие структуру органов самоуправления. При этом, часто фигурируют названия «президент», «министерство», «министр». В дополнение — набор фотографий и перечень проектов или благотворительных акций, в которых участвуют «органы ученического самоуправления». Чаще всего, информация о проектах исчерпывается их перечнем. Иногда добавляются ссылки на письма и приказы Министерства образования и науки Украины, касающиеся организации самоуправления. Ожидания относительно более развитого ученического самоуправления в лицеях и гимназиях не оправдались.

На сайтах двух школ Харькова удалось найти планы работы органов ученического самоуправления и отчеты о работе за 2015/16 учебный год. По-видимому, в школах не осознают разницы между планом воспитательной работы и планом работы органов ученического самоуправления, ибо второй дублирует первый.  «Школьные министерства» привлекаются к организации и проведению запланированных воспитательных мероприятий. Соответственно, отчеты касаются обеспечения участия учеников школы в запланированных мероприятиях. Именно так, в результате, ученики и понимают сущность самоуправления.

Эта ситуация весьма показательна. Для названий органов «ученического самоуправления» используется терминология исполнительной власти. С одной стороны, это противоречит самой логике самоуправления. С другой – четко отражает школьные самоуправленческие реалии. Подтверждают это и ответы студентов-первокурсников. На вопрос о том, какие функции выполняли в их школе органы ученического самоуправления, подавляющее большинство традиционно отвечает, что обеспечивали участие учащихся в различных мероприятиях.

Информация, представленная некоторыми школами, вызывает определенный диссонанс. Несколько типичных примеров. 1. На сайте школы родителей и учеников информируют, о том, что согласно решению совета школы, установлены образцы школьной формы для мальчиков и девочек. При этом вообще отсутствуют разделы «ученическое самоуправление», «родительское самоуправление», какие-либо упоминания о совете школы. В общем, достаточно распространенное средство легитимизации решений администрации. 2. В разделе «ученическое самоуправление» подробно описываются задачи органов самоуправления, их роль в управлении и принятии решений в школе. Прилагается перечень документов, составляющих нормативно-правовую базу ученического самоуправления. Однако, представленные планы работы органов самоуправления – это планы выполнения других школьных планов.

На сайтах районных отделов образования – также, в основном, объяснение задач ученического самоуправления, перечень положений, обязанностей. Формальности соблюдены. К примеру, согласно информации из раздела «Ученическое самоуправление», 9 октября 2015 года было проведено общее собрание Шевченковского районного союза ученического самоуправления «Созвездие», на котором избран Президент Союза и заместитель Президента. Информация о деятельности союза как института самоуправления отсутствует.

В апреле 2017 года в Киевском районе Харькова награждали победителей районного конкурса лидеров ученического самоуправления. Как информирует официальный сайт Харьковского городского совета, «участники должны были проявить смекалку, эрудицию, умение креативно подходить к решению сложных задач». Конкурсанты продемонстрировали «знания по географии, психологии, правоведению, презентовали себя как лидеры школьных организаций, защитили проекты «Уголок Японии в Харькове». Что из перечисленного имеет отношение к ученическому самоуправлению? Только одно – презентация себя в качестве лидера школьной организации. Трудно говорить о том, что понимается под «школьной организацией». Очевидно, формальные «министерства», схемы которых размещены на сайтах школ. Таким образом, имеем наглядную иллюстрацию деятельности ученического самоуправления: организованного по распоряжению «сверху»; на основе положений, спущенных «сверху»; для выполнения других распоряжений, поступающих оттуда же. Соответственно и награждают «лидеров и активистов» инициаторы создания «органов самоуправления». В частности, на сайте отдела образования Изюмской райгосадминистрации размещено соответствующее «содержательное» сообщение: «20 ноября на базе отдела образования состоялось заседание обновленного состава Совета старшеклассников, на котором спланировали работу на ноябрь-декабрь 2017 года и избран председатель Совета старшеклассников. Заседание прошло в дружеской атмосфере». Фото прилагаются. Возможно, вместо замечания о «дружеской атмосфере» следовало бы проинформировать о роботе Совета старшеклассников как органа самоуправления.

Ментальная привычка, что органы самоуправления создаются руководящими органами для того, чтобы выполнять их же распоряжения и называть это самоуправлением, поставила в тупиковую ситуацию институты власти, администрации школ и родителей. Представители школьных администраций пожимают плечами и говорят, что создадим такие органы самоуправления, какие нужно будет создать (нужно Министерству образования и науки Украины Украины). Родители соглашаются. Но фактически не ставится задача, что мы, в нашей школе, создадим такие органы самоуправления, с помощью которых будем эффективно осуществлять самоуправление. Сегодня нет оснований констатировать начало активных дискуссий в школах по поводу выработки эффективной модели школьного самоуправления. Наоборот, прослеживается попытка снова формализовать процесс. Поэтому необходима масштабная просветительская работа для разъяснения сути, задач и принципов организации школьного самоуправления.

Учебная нагрузка: оставим все по-взрослому

Еще одна насущная проблема украинской школы – перегруженность учеников. Например, у учащихся 6 класса (возраст 12 лет) недельная нагрузка в школе – 33 часа. На выполнение домашних заданий, по меньшей мере, ученик тратит 1,5 часа в день. Недельная учебная нагрузка превышает 40 часов. У учащихся 11 класса недельная нагрузка в школе – 40 часов. То есть, оно уже равна норме рабочего времени для взрослого человека. На первом этапе реформы в 2017/18 году планировалось разгрузить учебные планы. В результате, в начальных классах нагрузка на учеников несколько уменьшилась. В средней и старшей школе ничего не изменилось.

Статья 33 Закона Украины «Об образовании» предусматривает, что школы получают автономию с возможностью самостоятельно формировать образовательные программы, учебные планы. Однако на вопрос о том, насколько это будет распространяться на учащихся, которые уже учатся, что изменится в учебных планах на следующий год, представители администраций школ ответа не дают. Более того, «за темной завесой» остаются причины и пути появления в расписании некоторых дисциплин. Например, в 5-6 классах некоторых школ преподается «Православная культура Слобожанщины». Оказывается, это дисциплина по выбору школы. Однако с родителями и с учениками выбор не согласовывался. Поэтому решение проблемы разгрузки и формирования учебных программ требует активного давления со стороны родителей и учеников, поскольку администрации школы удобнее, по многим причинам, продолжать обучение «по-старому».

Еще один актуальный вопрос – язык обучения. В Харьковской области набольшее количество школ с русским языком преподавания – 115. Кроме того, во многих школах Харькова есть классы и с украинским, и с русским языком преподавания. Однако с 2010 года проводилось активное сокращение количества классов с украинским языком преподавания. Содержание «языковой статьи» (статьи 7) Закона Украины «Об образовании», которая вызвала наиболее острые дискуссии, волнует, по разным причинам, и многих харьковчан. Ведь согласно статье, преподавание на языке национальных меньшинств может вестись до 4-го класса, а дальше он преподается как один из предметов. Другой аспект проблемы касается того, как будет преподаваться русский язык: как второй иностранный язык или факультативно. Если это второй иностранный, то вопрос преподавания должен согласовываться с родителями и учениками. Если факультативно – занятия посещают те ученики, которые выбрали этот факультатив. На сегодня русский язык стоит в расписании уроков как обязательная дисциплина.

Гражданское и правовое образование, национально-патриотическое воспитание: фикции и реальности

Гражданское образование и воспитание в школах, как следует из заявлений администраций и отчетам о воспитательной работе, находится в приоритете. В реалиях – за пределами внимания. Отсутствуют граждановедческие дисциплины и факультативы. Лишь отдельные школы указывают на гражданское воспитание как на приоритетное направление своей деятельности. Однако анализ работы школ в этом направлении свидетельствует о ее абсолютной формальности. Некоторые гимназии информируют о том, что гражданское образование – приоритетное направление работы, что в основе деятельности гимназии – участие в программе «Гражданское образование в демократическом обществе». Однако в расписании уроков отсутствуют граждановедческие дисциплины. В расписании факультативов только  «Права человека в Украине» для 10-го класса и «Конституционное право Украины» для 11-го класса. Факультативы проводятся 1 раз в неделю. В разделе «Воспитательная работа» и его подразделах планы мероприятий по гражданскому образованию и воспитанию, информация о проведении мероприятий отсутствуют. В отзывах о гимназиях также отсутствуют упоминания об успехах в гражданском и правовом образовании и воспитании. Поэтому двух факультативов, очевидно, недостаточно для реализации приоритетного направления.

Гражданское воспитание подменяется национально-патриотическим. По словам действующего заместителя председателя Харьковской облгосадминистрации, в этом году будет усилена работа по национально-патриотическому воспитанию молодежи Харьковской области. Она должна быть направлена на развитие национального самосознания и формирования гражданской позиции. Показательно, что во всех заявлениях и выступлениях чиновников и директоров школ во главу угла ставится национально-патриотическое воспитание, а гражданское — вообще где-то «растворяется». Это указывает на отсутствие понимания взаимосвязи между гражданским и патриотическим воспитанием. В европейских странах именно гражданское образование и воспитание рассматриваются наиболее широко. Национальное и патриотическое воспитание – отдельные векторы гражданского воспитания. Именно гражданское воспитание формирует базовые ценности, которые закладывают основу для патриотического воспитания.

В нашем случае национально-патриотическое воспитание – фактически калька с советского военно-патриотического воспитания. Яркий пример – открытие в сентябре 2017 года в Холодногорском районе Харькова Центра национально-патриотического воспитания. Класс тактической подготовки, тир, полоса препятствий и другие военные атрибуты четко указывают на узкую направленность воспитания. Конкурс строевой песни, проведенный в декабре 2017 года в Индустриальном районе Харькова, также очень похож на подобные мероприятия советских времен. В целом, национально-патриотическое воспитание без гражданского воспитания напоминает ситуацию в СССР, когда все пели «я другой такой страны не знаю, где так вольно дышит человек» и готовились к защите Отечества как солдаты империи, но не как сознательные граждане цивилизованного государства.

27 — 28 марта 2018 г. на базе коммунального высшего учебного заведения «Харьковская академия непрерывного образования» состоялась областная тематическая открытая выставка «Образование Харьковщины XXI века» по теме «Новая украинская школа: формирование социальной и гражданской компетентности учащихся». Новые подходы к организации образовательного процесса, направленного на формирование социальной и гражданской компетентности учащихся, представили семь заведений общего среднего образования Харькова и области. По результатам оценки презентации и экспозиции, проведения интерактивного мероприятия определены места в номинациях «Школа демократии и социальное партнерство в воспитательной системе образовательного учреждения» и «Общественно ориентированные практики учебных заведений».

Тот факт, что Департамент науки и образования облгосадминистрации и Харьковская академия непрерывного образования выступили организаторами выставки, очевидно, свидетельствует об осознании необходимости активизации усилий в направлении формирования социальной и гражданской компетентности учащихся. Однако лишь выставок и презентационных материалов — недостаточно. Харьковская академия непрерывного образования должна стать главным центром повышения социальной, гражданской, правовой грамотности учителей. Учебные заведения, кроме подготовки презентационных материалов, должны перейти к внедрению соответствующих практик в учебный процесс и информирования общественности о реальной деятельности в направлении формирования социальной и гражданской компетентности учащихся. Пока сравнение презентационных материалов и информации на сайтах школ создает впечатление значительной дистанции между реальным и представленным. Или же учебные заведения не уделяют должного внимания информированию о своей деятельности.

2018 год объявлен годом реализации правопросветительского проекта «Я имею право!». Стандартный набор размещенных на школьных сайтах материалов включает: ссылку на Указ Президента «Об объявлении в Украине 2018 года Годом реализации правопросветительского проекта «Я имею право!», ссылку на Распоряжение Кабинета Министров Украины от 13 сентября 2017 года № 638-р «О реализации правопросветительского проекта «Я имею право» в 2017-2019 годах, ссылку на Общенациональный правопросветительский проект «Я имею право». В планах воспитательных мероприятий школ, как правило, правовая тематика не отображается. Лишь в редких случаях размещен отдельный план воспитательных мероприятий по правовой тематике. Показательно и то, что несмотря на актуальность проблемы прав человека, предусмотренную Законом Украины «Об образовании» возможность для школы самостоятельно формировать образовательные программы, школы не планируют внедрение дисциплины «Права человека» или хотя бы факультатива.

Выводы

В плане обеспечения условий для полномасштабного внедрения образовательной реформы наибольший прогресс наблюдается в реализации проекта инклюзивного образования. Однако, наряду с существенным прогрессом в создании условий для обучения детей с ограниченными возможностями в обычных школах, возникают и некоторые проблемы, требующие решения на законодательном уровне.

Лишь одна харьковская гимназия начала обучение согласно программе «Новой украинской школы». Для второго мегаполиса в стране этого, очевидно, мало. На поточном этапе фактически отсутствует информация о ходе эксперимента. Хотя закончился только подготовительный этап, уже, наверное, сформировались определенные наработки и выводы, которыми стоит поделиться с учителями и родителями будущих первоклассников.

Закон Украины «Об образовании» базируется на Концепции «Новой украинской школы» и ориентирован на ее внедрение. Сегодня наибольшие трудности и проблемы возникают в применении норм действующего Закона для изменений в текущем учебном процессе. Отсутствие изменений, внедрение которых предполагалось в 2017/18 учебном году, в школах объясняют тем, что Закон был принят после начала учебного года. Однако о том, что изменится в следующем учебном году для учащихся 2 — 11 классов, четких объяснений администрации школ тоже не дают.

Власть, идеологи образовательной реформы и сами педагоги воспринимают демократизацию украинской школы как косметический ремонт советской авторитарной. Это четко прослеживается в подходах к гражданскому и национально-патриотическому воспитанию, к созданию системы школьного самоуправления, в содержании учебных материалов, которые должны способствовать воспитанию гражданских качеств. Сохранение этой тенденции чревато консервированием еще на длительный период квазидемократической системы школьного образования.

Школьное «самоуправление» до сих пор существует согласно хорошо известному советскому лозунгу «Вся власть советам!». При этом у него отсутствуют реальные полномочия и возможности для влияния на жизнь школы. Его функции формально определяются как совещательные, а реально выглядят как исполнительные.

Отсутствие реальных усилий в направлении гражданского образования и воспитания детей и взрослых – главный фактор торможения внедрения образовательной реформы сейчас и в будущем. Большинство проблем, в решении которых не происходят реальные сдвиги (разгрузка учащихся, создание эффективных органов самоуправления, финансовая прозрачность) – производные от гражданской некомпетентности и пассивности педагогов и родителей.

Рекомендации

Вопрос внедрения инклюзивного образования требует взвешенного подхода и тщательной проработки. Учитывая то, что не все дети с ограниченными возможностями могут учиться в обычной школе, что они психологически уязвимы, а некоторые группы детей имеют специфическую среду общения, необходимо на законодательном уровне предусмотреть возможность существования отдельных учебных заведений. Для этого следует внести дополнения в статью 20 Закона Украины «Об образовании».

С целью обеспечения прозрачности поступления и использования средств на школьные нужды необходимо отойти от сбора наличных денег. Деньги должны перечисляться исключительно на банковский счет, а расходы – подтверждаться соответствующими документами.

Для внедрения настоящего реального самоуправления и разработки его действенной модели, прежде всего, необходимо отойти от его искаженного восприятия, избавиться от намерений строить демократическую школу на авторитарном фундаменте. Поэтому первоочередной становится потребность в изучении опыта функционирования демократической школы в западных странах. Следующий шаг — адаптация тех принципов организации школьного самоуправления, эффективность которых доказана опытом.

Реальные изменения начинаются с изменений в сознании. Школа не станет демократической, а самоуправление – действительным, пока участники образовательного процесса не поймут суть той модели, на построение которой ориентирует образовательная реформа. Поэтому необходима масштабная просветительская работа для широкой целевой аудитории: образовательных чиновников, учителей, родителей, учеников.

Ключевую роль в исследовании функционирования демократической школы, в просветительской деятельности сегодня должны взять на себя и неправительственные гражданские организации. Создание разветвленной системы неформального гражданского образования будет способствовать не только повышению уровня гражданской компетентности, но и стимулировать рост общественного запроса на гражданские знания и навыки. Это, в свою очередь, усилит давление на власть для быстрого внедрения системного гражданского образования.

Со следующего учебного года необходимо существенно уменьшить нагрузку на учащихся. Однако для этого уже сейчас должны вноситься изменения в образовательные программы и в учебные планы. Меньше всего в этом заинтересована школа. Поэтому родителям и ученикам стоит значительно активизировать усилия в направлении давления на администрации школ для изменения образовательных программ и учебных планов.

От заявлений о приоритетности гражданского и правового образования и размещения на сайтах школ соответствующих нормативных документов стоит со следующего учебного года перейти к внедрению дисциплин «Граждановедение», «Права человека» в школьный учебный процесс. Год реализации правопросветительского проекта – хороший повод. Национально-патриотическое воспитание должно осуществляться на основе гражданского воспитания.

Светлана Топалова, Елена Украинец

Аналитический центр «Обсерватория демократии»

Опубликовано на информационно-аналитическом портале «Хвиля»

Материал подготовлен при поддержке Европейского Фонда за Демократию (EED). Содержание публикации не обязательно отражает точку зрения EED и является предметом исключительной ответственности Аналитического центра «Обсерватория демократии»